Источники в американской разведке подтверждают, что малазийский Boeing-777 на востоке Украины был сбит ракетой «земля-воздух», и считают Россию в той или иной мере причастной к катастрофе, пишет The Wall Street Journal.
Спецслужбы говорят, что зафиксировали пуск ракеты, но не уточняют, откуда именно она стартовала. Сейчас эксперты анализируют ее траекторию, чтобы определить место запуска.
Ведомства США, ранее обвинявшие России в поставке оружия ополченцам, теперь разделились во мнениях, причастны ли к падению самолета, унесшему 298 жизней, российские военные или пророссийские ополченцы, представители которых говорят, что не имеют возможности запустить подобную ракету, пишет издание.
«Все дороги в той или иной степени ведут к русским», — заявил WSJ американский чиновник.
Прямых заявлений о причастности России руководство США пока не делает. Практически сразу после новостей о трагедии Владимир Путин позвонил американскому президенту Бараку Обаме и «проинформировал» о крушении самолета, сообщает Кремль. Позже в выступлении лидер США высказался о катастрофе весьма сдержанно.
«Мы работаем над тем, чтобы выяснить, были ли действительно на борту американцы. Работаем с украинскими службами, чтобы выяснить возможные причины трагедии», — сказал он.
Вице-президент США Джо Байден заявил, что самолет был сбит намеренно, но возлагать вину на кого-то не спешит. Он пообещал отправить в Украину американских экспертов, которые подключатся к расследованию.
«Очень скоро они выдвинутся, чтобы попытаться разобраться в причинах произошедшего», — цитирует его ИТАР-ТАСС.
Наиболее резким стало заявление премьер-министра Австралии Тони Эббота, который обвинил Россию в поставке ополченцам зенитно-ракетного комплекса, из которого был сбит малайзийский Боинг.
«Мы не хотим усугублять ситуацию, однако если, как кажется сейчас, самолет был сбит ракетами «земля-воздух», которые поставила Россия, то на России лежит значительная доля ответственности», — сказал он.
Киев винит ополченцев
Президент Украины Петр Порошенко виновными в катастрофе считает ополченцев, а СБУ опубликовала аудиозапись якобы перехваченных переговоров ополченцев, в которых они обсуждают сбитый самолет. По версии ведомства, это сделала группа боевиков-ополченцев под руководством «Беса» с использованием российского зенитно-ракетного комплекса.
«Это «чернухинские» сбили самолет… Казаки, что на Чернухино стоят. Самолет рассыпался в воздухе, в районе шахты «Петропавловской». Нашли первого «двухсотого» (жертву – ред.). Была женщина. Гражданский», — сообщает один из собеседников.
Из записи следует, что человек, представленный как атаман Николай (Микола) Козицын, появление самолёта малазийских авиалиний над Донецкой областью объясняет «завозом шпионов». «***** (нечего) летать, сейчас война идёт», — заключает он.
Ранее советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что ополченцы сбили самолет из зенитного комплекса «Бук». Власти самопровозглашенной Донецкой республики утверждают, что у сил ополчения нет вооружения, способного сбить пассажирский самолет на высоте 10 километров, хотя раньше сообщали о появлении у себя «Буков». Вскоре после аварии блогеры заметили, что сообщения в соцсетях с информацией о «Буках» начали исчезать, но сохранились в кэше.
При этом российское госагентство ИТАР-ТАСС, цитируя источник, сообщает, что армия Украины недавно перебазировала зенитные комплексы «Бук» в район катастрофы малазийского Боинга. Сообщение появилось после обвинения МВД Украины в адрес ополченцев в трагедии.
Версии России
Владимир Путин тем временем возлагает ответственность за падение пассажирского самолета на Украину, сообщает «Интерфакс».
«Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию. Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — говорит он.
В Росавиации и вовсе говорят о попытке сбить самолет российского президента, очевидно, намекая на причастность украинских сил.
«Могу сказать, что борт номер один и малайзийский Boeing пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы на 330-м эшелоне на высоте 10100 метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малазийский самолет — в 15:44 мск», — поделился анонимный источник в ведомстве с «Интерфаксом».
Автор оригинальной версии указывает, что «контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична».