Оказывается астрономы не менее искушенные мастера Photoshop, чем сотрудники глянцевых журналов. Adobe опубликовала в корпоративном блоге описание того, как полученные учеными снимки с космических телескопов, межпланетных станций и лабораторий обрабатываются с помощью фоторедактора перед публикацией в СМИ.
Сравнительно простой случай — это фотографии Марса. Основная проблема в том, что марсоход почти всегда находится под углом к горизонту, а его камеры направлены в землю, поскольку главная задача миссии — детальное изучение горных пород. Панорамные снимки марсианских пейзажей приходится собирать как паззл из небольших лоскутков, выправляя различный уровень яркости.
В NASA разработали алгоритм, которые соединяет снимки по общим точкам, однако такие изображения нуждаются в обработке: убираются блики от солнечных лучей и затемнения от взвесей пыли.
Впрочем, когда речь идет об изображениях глубокого космоса процедура обработки оказывается куда более сложной. Изначально снимки далеких галактик, туманностей и квазаров, как правило, выглядят совсем не так выразительно, как на сайте NASA.
По словам Роберта Херта из Центра обработки и анализа инфракрасных изображений при Калифорнийском технологическом институте, он начинает с того, что берет несколько черно-белых снимков одного и того же объекта, сделанных на разных участках инфракрасного диапазона, и усиливает контрастность, что помогает сделать более яркими самые интересные детали и избавиться от лишнего «мусора».
Затем он, опираясь да научные данные, преобразует инфракрасные полутона в естественное для человеческого глаза красно-зелено-синее изображение. Нередко, чтобы получить более точный и яркий образ, астрономам приходится совмещать множество снимков, иногда с нескольких разных телескопов.
Например, для того, чтобы получить портрет туманности Андромеды, в которой более ста млн звезд, пришлось свести в одно 7398 снимков, сделанных телескопом Hubble с разной выдержкой.
Херт честно признает, что во многом его работа похожа на «фотошопинг», которым занимаются, дизайнеры глянцевых журналов, обрабатывающие снимки моделей. Однако цели астрономии и гламура прямо противоположны друг другу.
Ученый считает, что не приукрашивает реальность, не скрывает ненужные детали, а напротив максимально точно ее передает. Он называет свою работу «визуальным переводом». Кроме того, его изображения являются научным инструментом высокой точности.
«Оптика камеры может создавать артефакты, которые простому человеку покажутся реальными объектами Вселенной. Но именно их мы вырезаем из изображений — мы не хотим, чтобы люди думали, что тут вот, например, находится странная планета, когда на самом деле ее нет», — объясняет Херт.
В итоге, как правило, специалисты по обработке снимков из космоса получают картинку огромного разрешения объемом в несколько десятков гигабайт, где сведены воедино данные с нескольких телескопов и новейшие астрономические представления о мире за пределами Земли.