В шутеры играют люди по всему миру, однако если для гражданских это развлечение, то для военных из США — учебные пособия. Medialeaks узнал, по каким симуляторам обучаются солдаты, чему они там учатся, почему это может быть полезно и что об этом думают сами военнослужащие.
Шутеры впереди планеты всей
Видеоигры уже давно стали неотъемлемой частью в индустрии развлечений и приносят разработчикам крупные суммы. Современный рынок может похвастаться огромным выбором симуляторов, гонок, «бродилок». Но ещё в 90-х годах шутеры заняли лидирующие позиции в отрасли, зарождая основы геймдизайна и воспитывая целые поколения игроманов. Олды до сих пор помнят, как проводили ночи, бегая по лабиринтам в Doom или по городу City 17 в Half-Life.
Во втором десятилетии XXI века картина не изменилась: самой продаваемой игрой в США в 2020 году стала Call of Duty: Black Ops Cold War, а второе место досталось Modern Warfare. Более того, по некоторым «стрелялкам» проходят чемпионаты с большими призовыми фондами — сюда входят Сounter-Strike: Global Offensive или Tom Clancy’s Rainbow Six.
Однако для одних шутеры — повод повеселиться, выплеснуть энергию или, как в случаях с киберспортсменами, заработать денег, то для других подобные игры вовсе не развлечение, а тренировочное поле перед реальными боевыми действиями.
Как видеоигры помогают учиться военным
Для армии США появление шутеров от первого лица стало долгожданным событием. Командование приветствует, когда американские военнослужащие проводят время в играх, где есть элементы группового боя, присутствует режим выживания и тактические аспекты. Как считают офицеры, это позволяет личному составу поддерживать боевую подготовку на должным уровне даже вне полевых условий. Интересный факт: до того, как началась эра компьютеров, солдатам рекомендовали играть в настольные игры на военную тематику.
Среди шутеров, которые используют американские военные для тренировок, есть многоцелевой аркадный боевой симулятор (MACS). Он разработан в совместно с армией США. В этой игре солдаты могут разобраться, как обнулить прицел у реальной оптической винтовки и научиться другим аспектам стрельбы, которые могут пригодиться в реальном бою.
В 2004 году компания игр THQ и Институт креативных технологий, финансируемый армией США, выпустили игру Full Spectrum Warrior. Понимая, что скоро представители поколения миллениалов поступят на военную службу, министерство обороны Штатов сделало попытку использовать видеоигры в качестве учебного материла для солдат.
Существует две версии Full Spectrum Warrior: одна была выпущена для широкой публики на платформе Xbox и ПК — она доступна в официальном магазине Microsoft и в Steam. Другая же используется в качестве обучающего инструмента и разблокируется с помощью специального армейского кода. В ней командиры рот могут отрабатывать различные сценарии со своим личным составом, отдавая различные приказы.
К списку игр, ставших пособием для военных, можно отнести и симулятор Tactical Iraqi («Тактический Ирак»), вышедший на ПК. Игра была разработана специально, чтобы обучить американских солдат иракскому языку, жестам, а также культурным нюансам в этой мусульманской стране.
Сюда же можно отнести и серию игр America’s Army («Армия Америки»). Военнослужащие США разработали и издали этот шутер от первого лица, чтобы дать солдатам новый опыт, который пригодился бы им в реальности. Первая часть вышла в 2002 году на ПК, но получила коммерческий успех, поэтому позже появились версии для Xbox и Xbox 360. Последняя часть симулятора, вышедшая в 2015 году, доступна в Steam.
А благодаря симулятору Virtual Battle Space 2 (VBS2) военные инструкторы получили возможность создавать собственные сражения, анализировать различные боевые ситуации и искать лучшие варианты для их решения. Игра обучает личный состав и командование основам наземной навигации, тактике, работе с ротой или взводом. Самым большим преимуществом VBS2 является то, что солдаты учатся на своих ошибках легче, быстрее и с меньшими последствиями.
Что об этом думают сами военные
Подобные симуляторы имитируют жизнь солдата, но не до конца. Служба военного — это не только постоянные командировки в горячие точки, перестрелки и хаотичные сражения, как показано в играх. Также в виртуальном пространстве не учитываются некоторые юридические аспекты или этические соображения. Игрок может без последствий ликвидировать мирную цель или заложника — всё это искажает реалии.
Ветеран спецназа США Кен Робинсон считает, что симуляторы отрывают военнослужащих от суровой действительности в боевых условиях.
Вашего персонажа убили [в игре] — и вы просто начали заново. В реальной жизни, если ваш сослуживец погибает, то вам нужно его похоронить, позвонить жене, — рассказал ветеран изданию Brookings.
Другой военнослужащий, пожелавший остаться неизвестным, тоже высказал негативное мнение по поводу того, что военные симуляторы используют для обучения личного состава.
Когда я вижу, что правительство рассматривает [игры] как материал для обучения, мне становится смешно. Тренировки с использованием видеоигр — катастрофа, — рассказал мужчина в беседе с журналистами издания The Conversation.
Возможно, свой собственный симулятор, в котором люди будут готовиться к межзвёздным полётам, однажды создаст и Илон Маск. Ну а пока человечество начинает пользоваться другим изобретением инженера — спутниковым интернетом Starlink. Medialeaks разобрался и составил инструкцию, как подключиться к нему прямо сейчас, сколько это будет стоить, а также какие подводные камни поджидают россиян.
Другое детище Илона Маска — машины Tesla — тоже завоёвывают популярность по всему миру. Medialeaks разобрался в преимуществах и недостатках электрокаров и узнал, что ждёт владельцев этих авто в России.