Специальный выпуск ютуб-сериала Антона Лапенко «Внутри Лапенко» «Убийство в «Гнезде фазана»» кишит культурными отсылками. Как в одном эпизоде переплелись «Убийство в «Восточном экспрессе»», «Омерзительная восьмёрка», «Шерлок Холмс» и «Бременские музыканты», разобралась авторка Medialeaks. Осторожно, материал содержит спойлеры.
Специальный эпизод сериала «Внутри Лапенко» «Убийство в «Гнезде фазана»» вышел 27 декабря на ютуб-канале «Внутри Лапенко». События серии происходят в конце XIX века, 27 декабря 1886 года. Сыщик Жилин из-за метели останавливается в отеле Ричарда Сапогова в Катамарановских горах, где ему приходится расследовать таинственное убийство губернатора Самоедова.
Новый выпуск продолжает традиции «Внутри Лапенко» и наполнен отсылками к отечественным и зарубежным кино и литературе, в которых попыталась разобраться авторка Medialeaks.
Атмосфера «Омерзительной восьмёрки» Квентина Тарантино
Спецвыпуск «Внутри Лапенко» начинается с кадров жуткой метели, бушующей вокруг отеля Сапогова. Похожая экспозиция и в фильме «Омерзительная восьмёрка» Квентина Тарантино. Из-за плохих погодных условий персонажи обеих картин оказываются запертыми в одном пространстве, что усиливает чувство беспокойства и напряжённую атмосферу, которая сохраняется на протяжении всего эпизода.
Также оба фильма разделены на главы, которые вводятся кадром с чёрным экраном и названием.
Сюжет из «Убийства в «Восточном экспрессе»» Агаты Кристи
Само название спецвыпуска «Внутри Лапенко» отсылает к детективному роману писательницы Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе»», который был несколько раз экранизирован.
Также очевидно внешнее сходство главных героев эпизода и произведения Кристи. Господин Жилин выглядит точь-в-точь как сыщик Эркюль Пуаро, ведь оба носят длинный плащ, шляпу-котелок, запоминающиеся усы и медальон на цепочке.
«Внутри Лапенко» частично повторяет сюжет «Убийства в «Восточном экспрессе»». Пуаро и Жилин случайно оказываются в замкнутых пространствах — в отеле в Катамарановских горах и в поезде «Восточный экспресс», где им приходится расследовать ночное убийство. Обе жертвы умерли из-за ножевых ранений.
В новой серии Антон Лапенко в роли Жилина пародирует Пуаро, поочерёдно доказывая, что в преступлении могли быть замешаны все постояльцы отеля (пассажиры поезда у Агаты Кристи). Однако если в романе Кристи догадка Эркюля Пуаро была верна и все пассажиры были причастны к убийству, то во «Внутри Лапенко» иной исход.
Концовка в стиле «Шерлока Холмса»
В ходе расследования Жилин понимает, что истинной целью убийцы был он сам. Преступником оказался его заклятый враг — таинственный Господин N, которого неожиданно сыграл российский актёр Дмитрий Нагиев, о чём ранее писал Medialeaks. Такой сюжетный поворот напоминает серию книг и фильмов о сыщике Шерлоке Холмсе и его противнике Мориарти.
Финальная схватка Жилина и Господина N почти в точности повторяет сражение Холмса и Мориарти — противники борются на краю обрыва. Оба сыщика находятся на волосок от смерти, но чудом выживают.
«Убийство в «Гнезде фазана»» в деталях: «Отель Гранд Будапешт», русская литература XIX века и «Бременские музыканты»
Поклонники режиссёра Уэса Андерсона увидели отсылку к фильму «Отель Гранд Будапешт» — оба отеля находятся в горах и становятся эпицентрами криминальных историй.
В полотно текста сериала вместе с зарубежными отсылками органично вписывается традиция русской классической литературы. Второстепенные персонажи — скромный учёный (копия Инженера) и грубый губернатор Самоедов — копируют типичные образы маленького человека и ограниченного чиновника-самодура с говорящей фамилией, которые встречаются на страницах произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова.
Губернатор Самоедов подчёркивает свою истинную натуру исполнением незатейливой песенки «Тру-ля-ля, тру-ля-ля, козырь гасит короля». Композиция по мотиву и тексту напоминает песню разбойников из советского мультфильма «Бременские музыканты».
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, погадать на короля! — поют бандиты с большой дороги.
Отсылки к прошлым сезонам Лапенко
В спецвыпуске сериала Антон Лапенко оставил пасхалки к предыдущим сезонам своего шоу.
В самом начале эпизода учёный жалуется на слишком громких музыкантов, которые поют о неведомых электрических жирафах. «Электрические жирафы» — это название песни и альбома выдуманной панк-группы «Багровый Фантомас».
Сыщик Жилин читает газету «Загадка дыры». Так называлась телевизионная передача, которую вёл настырный журналист.
Наконец, самому Жилину снится сон о своей другой жизни. В нём он видит себя полицейским, который расследует дело главы ОПГ «Железные рукава», передвигающегося в инвалидной коляске.
Мне там такое снилось. Какой-то мужик, глаза тёмные, вместо ног — колёса. Я падаю, у меня на плечах звёзды растут.
«Внутри Лапенко» остался верен в себе и традициям постмодернизма, создав оригинальный фильм на основе мирового культурного наследия.