В Москве третий год продолжают перекапывать и перестраивать центральные улицы. Главным символом большой стройки стали бело-зелёные ограждения, закрывающие окопы. Поначалу они не вызывали у местных жителей ничего, кроме неудобств и ярости. Но со временем к ним пришлось сперва привыкать, как к неизбежному, а потом и учиться видеть в них что-то прекрасное. В итоге с помощью самоиронии и чувства юмора бело-зелёный символ начали использовать в искусстве, а некоторые даже зарабатывать на его значимости. И история знает примеры, когда в похожем положении находились нынешнее достопримечательности с мировым именем.
Почему заборы вокруг московских строек бело-зелёные
Проект «Моя улица» начался в 2015 году и по плану должен закончиться в 2018-м. За это время власти Москвы хотят обновить и расширить пешеходные зоны, поменять фасады, наладить освещение, провести озеленение, и прочее, и прочее. Казалось бы, дело благое, но сопровождающие проект перекопанные тротуары, пробки, новости о распилах и лабиринты из защитных заборов мало у кого вызывают приятные эмоции. Впрочем, сконцентрируемся только на заборах.
О том, почему для защитных ограждений были выбраны именно бело-зелёные полосы, в 2016 году рассказывал «Газете.Ru» руководитель отдела дизайна КБ «Стрелка» (принадлежит структурам Александра Мамуты), которое разрабатывало фирменный стиль программы. По его словам, бело-зелёный цвет является более дружелюбным, чем у стандартных заградительных лент.
Стройки обычно отгораживают лентами, они чаще всего полосатые — это просто общепринятый знак ограждения. Как правило, они бело-красные в диагональную полоску, но мы поменяли красный цвет на зелёный, чтобы это не казалось агрессивным в городской среде. Кроме того, эти зелёный и белый — максимально простая гамма, которую удаётся выдерживать и в таких объёмах благоустройства.
Продюсер проектов КБ «Стрелка» Полина Макеева тогда добавила, что единым стилем потребовалось заменить хаотичные заборы и обычную зелёную сетку, которой ограждают ремонтируемые объекты. По её словам, это нужно для того, чтобы модернизируемые в рамках программы «Моя улица» объекты отличались от других ремонтных работ.
Впрочем, у жителей города были и другие объяснения.
Неприкрытая ненависть
Несмотря на замысел дизайнеров, бело-зелёные заборы далеко не все восприняли дружелюбно. Вместо символа благоустройства они стали символом пыли, шума и пробок.
Полосатая ирония
Но к символу перестройки в итоге начали привыкать, а некоторые напрямую призывать относиться к бело-зелёным полотнам с чувством юмора.
Хотя иронизировать над собянинскими заборами москвичи начали без всяких призывов. Например, бело-зелёные полосы предлагали использовать для оформления официальных символов столицы. Журналист и блогер Норвежский Лесной вместе с художником Алексеем Соловьёвым даже нарисовали вариант временного московского герба.
Идею подхватили и в твиттере.
Некоторым заборы даже начали нравиться.
Московский художник Zoom обыграл тему бело-зелёных заборов в офлайне, превратив ограждения московских улиц в пешеходный переход со знаменитой обложки альбома группы Beatles, снабдив их призывом ходить пешком, раз уж пробки.
Как рассказал художник «Афише», он просто хотел подбодрить людей.
Я часто пытаюсь обыграть городской контекст, и в последний год полосатые бело-зелёные ограждения вокруг дорожных работ определённо стали частью московского ландшафта. Город копали всегда (достаточно вспомнить сцену с дорожниками в фильме «Я шагаю по Москве»), но этим летом масштаб дискомфорта вышел за рамки добра и зла. Мне захотелось как-то ободрить обычных людей, которые ползут в своих машинах в этих лютых пробках, подсластить горькую пилюлю.
Поиронизировал над бело-зелёными заборами и блогер Илья Варламов, который, впрочем, не скрывает, что ему заказали информационное сопровождение проекта «Моя улица».
Ироничная мода
Для тех, кто настолько привык к бело-зелёным заборам, пара москвичей даже придумала «Мосшоры». Как пишет «Афиша», это «средство для контроля уровня тревоги горожан вне программы «Моя улица». Придумали аксессуар московские молодые дизайнеры Полина и Тарас. Как написано на странице Полины во «ВКонтакте», любой может скачать и распечатать себе «Мосшоры».
Как выглядит и работает аксессуар, девушка показала на себе.
Идея пришлась некоторым горожанам по вкусу.
Помимо «Мосшор» на днях в Москве появились и носки в честь проекта «Моя улица» под названием «Носки Собянина».
По данным «Афиши» (кстати, являющейся информационным партнёром института «Стрелка»), их придумал московский бренд Socks Box. Представители компании рассказали изданию о смысле своего аксессуара.
Для рассерженных горожан с чувством юмора это отличный способ смириться с тем, что невозможно изменить, а для тех, кто лоялен к перестройке города, — возможность поддержать программу московского мэра.
Кстати, выпускать аксессуары и сувениры с символом московской стройки Socks Box придумали не первыми. Например, с 2016 года продаёт майки, кружки и другие товары с узнаваемым бело-зелёным символом магазин Printdirect, ранее известный майками с принтами на патриотическую тематику.
Майки с принтом в честь собянинских заборов 20 июля выпустил и интернет-магазин Feelosophy.
Создатели майки рассказали Medialeaks, что сделали такой принт тоже ради иронии. По их словам, товар уже хорошо расходится.
Ирония — это способ борьбы с некомфортной окружающей средой. Москву превратили в большую стройку, нам не дают гулять, что нам остаётся делать? Мы клепаем картинки и футболки. Символ продолжает оставаться негативным, просто с юмором проще.
Вечные символы
В России иронизируют над затяжными стройками и вообще городскими проблемами не только в столице. Например, в Краснодаре в 2015 году установили арт-объект «Заповедные леса» в честь строительных лесов, которые тоже называли одним из символов города.
Негативные символы в некоторых городах находят воплощение не только в материальных объектах, но и в мемах. Так случилось с Омском, который стал символизировать в интернете город безнадёжности и уныния, из которого невозможно уехать. Фразу «Не пытайтесь покинуть Омск» даже запатентовала местная телекомпания, чтобы использовать её в своей продукции.
При этом история знает примеры, когда городские недостатки со временем превращались в достоинства. Одним из наиболее известных примеров является Эйфелева башня. Построенный для Всемирной выставки 1889 года объект недовольные парижане требовали снести, чтобы не портила романтический облик города, и даже устраивали демонстрации.
Также в пример можно привести открытую в 2017 году филармонию в Гамбурге. Её должны были сдать в эксплуатацию ещё в 2010 году, но строительство затянулось, а стоимость выросла с 241 до 789 миллионов евро. Несмотря на скандалы вокруг долгостроя, некоторое время он тоже был одним из неофициальных символов города, а на стройку водили экскурсии.
В Москве на стройках пока не проводят экскурсии, а всё больше возмущаются, как было с модернизацией Тверской улицы, которую после ремонта москвичи признали непригодной для прогулок и вообще страшной. Впрочем, Тверская и так уже является одним из символов Москвы и в дополнительной рекламе не нуждается. Зелёные заборы же только начинают занимать место среди памятников столицы. Остаётся надеяться, что с ними не получится, как с Эйфелевой башней.