Страсти по Бродскому: фреска поэта превратилась в символ борьбы за творчество. И оказалась лишь пиар-ходом
В честь 80-летия поэта Иосифа Бродского напротив его квартиры в Санкт-Петербурге появилась «урбан-фреска» с его портретом, но юбилейный арт-объект быстро ликвидировали. Жители города и интернет-пользователи решили, что это варварство, исправив положение двухмерной копии почётного петербуржца. Однако эксперты объяснили, почему хейт властей и тех, кто лишил народ Бродского, в данном случае неуместен.
В воскресенье, 24 мая, свой 80-й день рождения мог отпраздновать лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский. В этот же день в его родном Санкт-Петербурге, напротив дома Мурузи, где жил когда-то поэт, на стене появилась «урбан-фреска» с изображением Иосифа Александровича, которую нанёс руководитель арт-центра «Винсент» Олег Лукьянов. На самом деле она представляет собой фотопечать, но автор всё равно гордится своей работой.
«Для нас квартира — это пожизненно, город — пожизненно, страна — пожизненно». Конечно, Иосиф Бродский говорил о другой ситуации, но именно сегодня многие прочувствовали, что значит быть ограниченным в свободе передвижения стенами своих «полутора комнат». В самоизоляции строки поэта приобретают иной смысл. В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются.
К сожалению для поклонников Бродского, спокойная жизнь «урбан-фрески» закончилась уже в понедельник. Как пишет «Фонтанка», завхоз школы № 189 «Шанс» Татьяна Калиничева отдала приказ замазать рисунок.
Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идём под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити.
В Сети её решение и последующие действия наёмных работников вызвали гнев и неприязнь. Правда, с инициаторами «ликвидации» 2D-Бродского угадали не все.
Таджик и Бродский pic.twitter.com/hMyrnYOOy6
— Алекс (@vsKpA3GnvjP6kws) May 26, 2020
В Петербурге появилось классное изображение Бродского. Буквально через несколько часов его закрасили муниципальные службы. Потому что русским нужно каждый доказывать, что они любят жить в говне. А радость бывает только по воле придворных урбанистов. Бродский не отвечает ГОСТу.
В Петербурге прекрасное граффити с портретом Иосифа Бродского напротив музея поэта просуществовало всего несколько часов.
В 10:00 Бродский ещё был на месте.
Неописуемое скотство… Власть умеет только гадить…
Но сторонники автора — Лукьянова, да и поклонники творчества Бродского не отчаялись и принялись отдирать штукатурку тем, что подворачивалось под руку. Естественно, завхоз Татьяна Михайловна просто так не сдавалась.
В Питере эпопея с закрашенным портретом Бродского: поклонники поэта сдирают штукатурку, а рабочие из школы опять закрашивают.
Сейчас куча журналистов стоит на улице в ожидании комментария от школы. Приехал даже автор изображения – Олег Лукьянов.
В это же время любители мемов не могли упустить уникальную возможность превратить «творчество» сотрудников школы № 189 «Шанс» в более народное искусство.
«Не выходи из бункера, не совершай ошибку»
(И. А. Бродский)
??♀️ ѣѣ
Ну, а фанаты, не дошедшие до интернета, предпочли сделать местом паломничества саму стену — на ней словами самого Бродского противникам «урбан-фрески» напомнили, что для них значит творчество прославленного поэта. К сожалению, и это не помогло.
Сутки народ оставлял свои надписи на стене, где был Бродский, их оперативно замазывали. В конце концов, стенку эту закрасили всю. Кто-то уже положил туда цветы. Место становится культовым, думаю, на этом история не закончится 🙂
Но с защитниками изображения Бродского согласны (сюрприз) не все. К примеру, искусствовед и научный сотрудник Института исследования стрит-арта Дмитрий Пиликин в своём facebook подробно разобрал «творчество» Лукьянова. Он уверен, что произошедшее — «рассчитанный медиаперформанс», а автор намеревался лишь прорекламировать технологию «урбан-фрески». И, кстати, Пиликин, несмотря на все «но», хвалит Олега за выбранную тактику с публичным и заметным местом. Правда, по словам эксперта, ни Лукьянов, ни хейтеры завхоза школы № 189 «Шанс» не учитывают, что несогласованный рисунок, во-первых, повредит стену, а во-вторых — не совсем искусство.
Перепутаны причины и следствия. Никто не хочет вникать в реальность городской практики, только обличать и переводить стрелки на стрелочницу-завхоза, которую еще чуть-чуть и будут тут линчевать, а потом ведь стыдно будет за травлю.
Продолжает риторику искусствоведа и телеграм-канал «Беспощадный пиарщик». Авторы напоминают, что в Санкт-Петербурге, как и в Москве, действуют строгие рамки, которые не предусматривают нанесения уличных рисунков без согласования. Иначе, как и сразу сказала Татьяна Калиничева, школу ждал бы крупный штраф.
Сам Лукьянов уже 26 мая сказал СМИ, что он и его художественная группа попробуют восстановить «урбан-фреску» в прежнем виде после сбора всех необходимых документов.
Тем не менее, мы бы хотели восстановить изображение после всех необходимых согласований. Правда, боюсь, к тому времени, после согласований, уже закончится год, во время которого отмечается юбилей Иосифа Александровича.
Ну, а его дело уже живёт и в цифровом варианте.
Вот они вчера выгуливали его) #Бродский pic.twitter.com/GNkNU5CNTd
— Tata Shmulmah (@banteeva2010) May 26, 2020
Выпадает хейт и на долю поклонников творчества Иосифа Бродского: так, журналисту Алексею Пивоварову досталось за вид Нью-Йорка и подпись из стихотворения поэта. Кажется, даже цитаты лауреата Нобелевки иногда бывают не к месту, ведь триггер у людей вызвало слово «бомбардировщик».
А режиссёру Илье Хржановскому не хватило лишь одной фразы и даже фильма, поэтому он создал целый проект «Дау» из 14 полнометражных картин. Однако лишь увидев первые из них — «Наташа» и «Дегенерация», кинокритики поняли, что не готовы сосуществовать с таким искусством, а в России экранный перфоманс, скорее всего, не покажут. И ответ на вопрос «Почему?» знает даже сам его создатель.