Немецкий супермаркет использовал «нацистскую» нумерологию в рождественской рекламе

Даниил Александров Даниил Александров

Сеть супермаркетов Edeka подверглась критике из-за того, что в ролике использовала номера машин, которые можно понять, как зашифрованные нацистские лозунги. Да и тайминг самого ролика вызывает вопросы. Компания всё отрицает.

edeka-03

Крупнейший ритейлер Германии Edeka снял релкамный ролик к Рождеству, и он понравился не всем. Как пишет Guardian, некоторые зрители увидели в нём зашифрованные нацистские символы.

Во-первых, ролик длится 84 секунды. Цифры «8» и «4» у неонацистов обозначают лозунг «Да здравствует Германия!» («Heil Deutschland»): буква «h» — восьмая в алфавите, а буква «d» — четвёртая.

Во-вторых, в кадре появляются две машины и у обеих номерные знаки также содержат криптосимволику нацизма. У первой — номер «MU SS 420». «SS» — это запрещённое сочетание букв для номерных знаков в Германии, поскольку этой аббревиатурой обозначали военнизированную спецслужбу SS («Schutzstaffel», «отряд охраны»). Сочетание цифр «420» означает день рождения Адольфа Гитлера (20 апреля).

edeka-01

У другой машины номер — «SO LL 3849». «39» соответствует буквам «CI», которые означают словосочетание «Christian Identity» («христианская идентичность»), это ультраправое движение, пропагандирующее национально-христианские ценности германских, англо-саксонских и скандинавских народов и ненависть к евреям. Слова «Muss» и «Soll» — это немецкие глаголы долженствования в повелительном наклонении.

edeka-02

Вдобавок в ролике сняты исключительно традиционные белые немецкие семьи.

Пресс-служба Edeka отвергла все обвинения в нацистском подтексте. Слова «должен» в номерах машин намекают на то, что взрослые увязли в делах, готовясь к празднику, и забывают о главном: о семье и детях, ради которых всё и затевается. Сэкономив время в магазинах Edeka, покупатели могут больше времени провести с близкими — таков посыл рекламы.

На прошлой неделе американский неонацистский сайт The Daily Stormer высказался в поддержку компании New Balance, которая подверглась нападкам и даже бойкоту за то, что её руководство официально поддержало Дональда Трампа на выборах. Владелец издания Эндрю Энглин написал статью, в которой провозгласил кроссовки бренда «официальной обувью белых людей». Сторонники Хиллари Клинтон демонстративно сжигали кроссовки New Balance, а Reebok предложил всем, кто это сделал, бесплатную пару своих кроссовок.