Чем грозят детям интернет, гаджеты и технологии

Medialeaks Medialeaks

Современные дети пользуются гаджетами и интернетом с пеленок, зачастую — бесконтрольно. Mеdialeaks узнал у психологов, каким вырастет в век технологий новое поколение и какие опасности его поджидают. 

Сплошной гедонизм

gomer

Стремление к получению удовольствия – это первое, чему учатся дети, если их жизнь с ранних лет связана с бесконечным использованием планшета и интернета, обращают внимание психологи.

«В реальной жизни нет такого количества красок, динамики, таких эмоций и возможностей. И возникает зависимость от источника ярких впечатлений. В крайнем проявлении ребенок может стать аутистом (уйти от активного взаимодействия с окружающими его людьми) или просто стать эгоистическим наркоманом электронных стимуляторов, когда достигнутый уровень удовольствия уже приелся и хочется большего. Эту зависимость мы знаем уже давно — кто-то проводит массу времени, играя в виртуальные фермы и стратегии, кто-то просиживает Вконтакте и Одноклассниках, забыв про реалии жизни», – говорит психолог и специалист по развитию личности Елена Сычевая.

Когда прежде всего прививается любовь к получению удовольствия, начинается эмоциональное вырождение, и дети становятся не пользователями, а рабами.

Психолог обращает внимание, что в первые 3 года у человека формируется картина мира, до 7 лет закладывается эмоциональная сфера и он принимает жизненно важные решения, поэтому в этот период ребенок должен находиться в семье, окруженный любовью, вниманием и заботой.

Отсутствие мыслительной деятельности

no-internet

Некоторые психологи уже сейчас сталкиваются с тем, что молодежь не способна мыслить и рассуждать. Ведь зачем, если под рукой всегда есть интернет, а там – ответ на любой вопрос.

«Планшеты и другие гаджеты позволяют обходиться без мыслительной деятельности, пропадает необходимость устного счета, любой факт можно быстро найти, поэтому его не обязательно заучивать, если скучно можно посмотреть фильм, не обязательно «заводить» игру, то есть что-то придумывать, создавать «игровое пространство». Пропадает воображение, но это только видимая часть айсберга», – говорит психофизиолог, доктор наук Ольга Гилева.

А отсутствие развития базовых навыков мышления, в свою очередь, усложняет и саму работу в интернете – становится трудно выделять важное, правдивое, нужное. Причем приобрести навык «мыслить» в более позднем возрасте уже нельзя, поскольку проходит так называемый чувствительный период.

«Если ребенка до 9-10 лет не научить говорить, то речью он уже не овладеет никогда. Дети играющие в «планшет» не только не научатся думать сейчас, они не смогут это сделать и потом, с возрастом пропадает возможность обучения мышлению», – говорит эксперт.

Короче, пожалуйста

tolstoy1

Согласитесь, вы скорее посмотрите короткое видео и прочитаете небольшой текст со множеством картинок — большие полотна и многоминутные ролики отнимают слишком много времени. Мы в последние годы стремимся останавливать внимание только на сжатой информации, пережеванной ранее, а сегодняшние дети – на этом растут. Сложно представить, как они будут читать «Войну и мир».

«Упадет навык концентрации внимания. С каждым годом общество переходит ко все более коротким кускам информации. В роликах, книгах, интернете – везде подача информации рассчитана на несколько секунд внимания. Учитывая, что именно от концентрации зависит качество труда и креативность, это явление очень отрицательно в масштабах общества», – считает психолог центра психологической помощи «Путь рассвета» Евгений Идзиковский.

Сначала делать, потом думать

face

Личная ответственность за свои поступки будет падать, ведь всегда все можно поправить файл или вообще удалить пост. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» уже не работает. Теперь можно безнаказанно сначала публиковать что-то, а потом перечитывать и править.

«Цена ошибки становится все меньше и меньше. Компьютерные игры приучают к возможностям «отката» выбора назад. Для исправления документа на компьютере достаточно потратить около минуты, а не переписывать сочинение, как раньше. Следствием является снижение личной ответственности за свои поступки», – говорит Евгений Идзиковский.

Опасное образование

school

Но самая большая опасность кроется не столько в использовании детьми технологий, сколько в их отрицании учителями, считают некоторые психологи. Нет смысла бороться с прогрессом, нужно уметь пользоваться им.

«Часто я наблюдаю, что ученики знают даже больше чем их учителя. И заставлять его учиться по старинке глупо. А наша система образования отстает от рынка на целую эпоху. Вот это страшно. Боюсь, что разрыв между системой образования и технологиям может сделать из детей интеллектуальных инвалидов. Заставлять личность жить в рамках, которые он давно перерос, значит обрекать его на печальное будущее», – говорит основатель творческого пространства для детей с родителями вилла «Курица», педагог Анастасия Калебина.

Ребенку больше не интересно слушать 3 часа то, что он может без труда найти в сети, в более удобной и интересной форме, нудные лекции легко заменяются на качественные фильмы, говорит она.

В то же время интернет позволяет ребенку узнавать о жизни за пределами своего города и даже страны, добавляет Евгений Идзиковский:

«Интернет заметно повышает социализацию. Дети быстрее приходят к тому, что в мире есть много разных людей, разных мест, разных точек зрения. Конкретно для нашей страны это означает либерализацию взглядов».