Муж должен работать и соглашаться с женой. Каково жить при матриархате — в общинах, которыми управляют женщины
Каково жить в мире, которым управляют женщины, а не мужчины, знают жители матриархальных общин в Китае, Индии и Коста-Рике. Жёны владеют домами, голосуют на собраниях и распоряжаются финансами, а мужья ездят на заработки и соглашаются с их решениями. Никакого феминизма, только традиции, только хардкор.
Словари определяют матриархат как социальную систему, в которой власть достаётся женщинам, а не мужчинам. В таком обществе родство отслеживается по материнской линии, наследство передаётся исключительно от мамы к дочери, а мужчины редко имеют право голоса. Даже в XXI веке в мире остались места, где люди живут по таким правилам.
Мосо: мужчинам можно только работать и продолжать род
Небольшая народность мосо (около 40 тысяч человек), расположившаяся у озера Лугуху в Гималаях, живёт как раз по законам матриархата, пишет The Guardian. По традициям, женщины общины владеют и наследуют собственность друг друга, сеют урожай и управляют домашним хозяйством.
Мужчины же нужны мосо только для тяжёлого труда: работы в поле, строительства и ремонта жилищ — и продолжения рода. Кандидат в отцы навещает будущую мать ночью, а утром возвращается к себе домой.
Сингапурская писательница Чу Вайхонг, исследующая быт мосо, рассказывает, что многие мамы племени даже не знают, кто отец их ребёнка, и для них это нормально.
Для женщин мосо мужчины — просто приятное отвлечение от рутинной повседневной жизни и доноры спермы. Все женщины там, по сути, одиноки, но это их не беспокоит.
Цель жизни для женщин мосо — это материнство. Если же девушка не может зачать ребёнка из-за проблем со здоровьем, она усыновляет одного из детей своих двоюродных сестёр по материнской линии, либо отпрысков из чужой семьи.
Мне приходилось консультировать многих молодых девушек. Они очень хотели забеременеть.
Впрочем, некоторые из молодых мосо уверены: через 30 лет от общины ничего не останется. Они идут по другому пути: с энтузиазмом относяться к браку и традиционной семейной жизни. Вайхонг даже знакома некоторыми из них лично.
Я знаю одного мужчину из мосо, который живет в большом городе, женат, имеет двух детей. Ещё я знакома с молодой девушкой, которая работает водителем туристического автобуса.
Брибри: всё наследство — дочерям
Народ брибри из Коста-Рики тоже живёт по законам матриархата. О племени известно не так уж много — дома брибри скрыты за горами, куда сложно пробраться не только туристам, но и исследователям.
Считается, что брибри в Коста-Рике осталось около 35 тысяч человек, но только женщины могут получать имущество и передавать его по наследству. Кроме того, у девушек есть особое право: они варят какао, которое используется для проведения религиозных обрядов — мужчинам это делать категорически запрещено.
Исследовательница из университета Джорджии (США) Кортни Паркер познакомилась с брибри лично. По её словам, женщинам общины могут занять любую руководящую должность в племени, но им запрещено становиться воинами или гробовщиками — это дело для мужчин.
Брибри жили в горах Коста-Рики ещё до в 1502 года, до прибытия в Латинскую Америку испанских колонизаторов, политика которых, к слову, никак не повлияла на жизненный уклад народа.
Брибри и в настоящее время крепко держатся за свой традиционный племенной язык и поддерживают свою культуру, даже несмотря на процесс глобализации, — объясняет Паркер.
Силами женщин брибри была создана Ассоциация женских домов Стибравпа. Её цель — создание рабочих мест для членов племени. Всё ради того, чтобы они не покидали родные края в поисках заработка.
Стибравпа уже добилась некоторых результатов: молодые люди и девушки общины за деньги проводят экскурсии по лесам и прогулки на каноэ для туристов Коста-Рики, а также знакомят приезжих со своей национальной кухней и традициями.
В «горячий» сезон на такую экскурсию соглашаются около 50 человек в месяц.
Как утверждает Наоми Бланко Салазар, одна из матриархатов брибри, мужчины благодарят женщин за пищу в доме и рады, что те дают им возможность работать и зарабатывать.
Минангкабау: мужчина — воин, но деньги отдаёт жене
Самую крупную общину, придерживающуюся традиций матрилинейности, можно найти на острове Суматра. Народность минангкабау насчитывает 4,5 миллиона человек, пишет BBC. Наследство родителей достаётся дочерям, а дети носят фамилию матери.
Выйдя замуж, женщины получают дополнительные социальные и экономические льготы, а также несут ответственность за семью.
Что касается мужчин, их обязанность — зарабатывать деньги. Многие молодые люди покидают свои деревни и детей в поисках работы и живут группами. Однако даже по возвращении не имеют права голоса в решении важных вопросов семейной жизни.
Традиции матриархата не влияют на воинственный дух минангкабау. Как только мальчикам исполняется семь лет, они переезжают в особый общинный центр, где изучают традиции своего народа и учатся самообороне.
Акана: замуж — лишь по любви
По тем же принципам строится и жизнь людей, принадлежащих к этносу акана. Представители народности населяют большие территории в Гане и Кот-д’Ивуаре. В общинах акана ни одна женщина не идёт замуж против её воли — они сами выбирают, кто станет их мужем.
Интересный факт: жена акана может тратить деньги мужа по своему усмотрению, и никто не имеет права допытываться, купила она что-то необходимое в дом или потратила их «для души». Если супруг умирает, то его братья или отец берут на себя обязанность обеспечить вдову с детьми всем необходимым.
Хаси: мужа обеспечивает жена
Немного меньше повезло мужчинам индийского народа хаси. Дочери получают всё наследство родителей и берут фамилию матери. Мужчины же, женившись, переезжают в дом свекрови и никак не участвуют в воспитании детей. Более того, они даже не имеют права присутствовать на семейных собраниях, пишет The Guardian.
Брак с женщиной хаси — идеальная возможность для мужчины получить крышу над головой и не думать о том, как себя прокормить. Молодые люди из бедных семей Индии специально женятся на хаси, чтобы избежать финансовых трудностей.
С другой стороны, не всем мужчинам народа нравится такой уклад.
Это ставит под угрозу будущее племени. Мужчины хаси начинают чувствовать себя униженными, — рассказывает представитель народности по имени Париат.
По словам Валентины Пакинтейн, антрополога из университета Шиллонг (Индия), матрилинейная система хаси восходит к тем временам, когда на каждую девушку приходилось несколько мужчин и матерям было сложно определить отцовство детей.
В Европе есть лишь одно место, где царит матриархат — на острове Кихну, расположенном в Балтийском море. Женщины общины не только сами принимают важные решения, но и стараются выполнять тяжёлую работу без помощи мужчин.
В современном обществе гендерные различия утратили былое значение. В 2019 году 62 процента опрашиваемых россиян утверждали, что нужно стремиться к полному равенству обязанностей мужчин и женщин. Правда, только половина из этих респондентов поддерживала феминистические движения.