Называют себя группой СТС –​ «старыми, толстыми, страшными». Стюардессы «Аэрофлота» рассказали об унижениях из-за внешности

Александра Тян Александра Тян

Сотрудницы «Аэрофлота» рассказали изданию «Радио Свобода» о новой политике компании, согласно которой бортпроводницам старше 40, с размером одежды больше 48-го не разрешается работать на международных рейсах. Женщины, в шутку называющие себя СТС (старые, толстые, страшные), объяснили причины введения новых критериев и рассказали о том, как планируют бороться с дискриминацией. 

Материал появился на сайте издания «Радио Свобода» 21 февраля. В него вошли истории нескольких бортпроводниц, работающих в «Аэрофлоте»: женщины рассказали о внутренней политике компании, согласно которой стюардессами могут работать только стройные, молодые и красивые.

41-летняя Евгения Магурина, бортпроводник высшей категории, в компании с 2010 года, но с 2016 года работает только на внутренних рейсах.

Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в «Аэрофлоте» теперь за границу будут летать только молодые и худые. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры, и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды – теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.

По словам Магуриной, решение было принято в июне 2016-го, после того, как всех сотрудников компании сфотографировали, попросили взвеситься и снять мерки.

В администрации объяснили своё решение так: «Стюардесса должна быть стройной, такова политика компании». Согласно новым правилам, те, кто не соответствовал внешним критериям, работал только на ночных и коротких утренних рейсах.

Нас всех собрали в отделение № 1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днём мы практически вообще не летали.

С введением новых правил изменился не только рабочий график некоторых сотрудниц, но и их зарплата: выплаты за выполнение рейсов за границу в разы превышают оплату за внутренние, отмечает издание.

Стоит отметить, что в марте 2016 года Евгения спасла одного из пассажиров: у мужчины во время полёта случился микроинсульт, а бортпроводница оказала ему необходимую помощь, за что впоследствии получила личную благодарность.

Другие сотрудницы добавили, что со склада авиакомпании форму 50 и 52 размеров вообще вывезли, а врачам дали указание проверять старших сотрудниц особенно тщательно на предмет профзаболеваний (сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз) и при любых сомнениях избавляться от них. Бортпроводницы, попавшие прошлым летом в категорию «ненужных», в шутку называют себя группой СТС — «старыми, толстыми и страшными».

Наталья, 42-летняя бортпроводница, проработавшая в авиакомпании больше 15 лет, добавила, что негласно такое правило существует в «Аэрофлоте» уже давно.

Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, всё равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже. Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налёта оставили кому 60, а кому и 40. Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову – у меня, например, 46-й размер одежды и при моём росте 1,64 жирной меня вряд ли назовёшь.

В официальном руководстве компании для бортпроводников допустимый размер одежды и другие внешние признаки не упоминаются.

Сотрудник должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела. Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все её элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре.

В официальном описании вакансии бортпроводника «Аэрофлота» на сайте Headhunter требования к внешнему виду кандидатов также подробно не прописаны.

Магурина, тем не менее, отметила, что «успешность» сотрудников, которая напрямую влияет на объём зарплаты, во многом зависит от внешнего вида.

Помимо более строгих требований к внешнему виду сотрудниц, тех, кто работает в бизнес-классе, попросили относиться с особым вниманием к вип-клиентам и, общаясь с ними, приседать на корточки.

По словам сотрудников, новые правила для бортпроводников были введены после того, как гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев вернулся из поездки в Азию.

Шефу понравились азиатки, – шептались в авиакомпании, – и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей.

Магурина, в попытках восстановить справедливость, писала жалобы президенту, подавала заявления в Росавиацию, транспортную прокуратуру и трудовую инспекцию. Во всех вышеперечисленных инстанциях ей ответили отказом, после чего она направила жалобу в суд, её дело будет слушаться на этой неделе, сообщает издание.

Другая сотрудница, имя которой издание не упоминает, также подала заявление на компанию в суд, оценив моральный ущерб, нанесённый ей, в 1 миллион рублей.

Эти требования незаконны: по коллективному договору «Аэрофлот» обязан обеспечить работников форменной одеждой, и свою форму я получала на складе, поэтому непонятно, за что же мне снижают зарплату. То же самое и с рейсами: в коллективном договоре написано, что «работодатель производит равномерное планирование налёта часов, в том числе в ночное время, а также равномерное распределение длительных полётов с учётом квалификационных требований».

Несмотря на то, что, по словам эксперта, доказать дискриминацию по возрасту в суде очень сложно, в истории подобных случаев существует положительный прецедент. В 2011 году авиакомпания «Якутия» проиграла суд сотрудникам, обвинившим её в дискриминации (бортпроводникам старше 35 лет было отказано в переобучении).

В комментариях к материалу на сайте издания мнения разделились. Некоторые встали на сторону сотрудниц, отметив, что стаж в такой профессии в разы важнее внешнего вида.

Кто-то даже предположил, что введение новых правил — лишь повод для того, чтобы сэкономить на более опытных сотрудниках.

При этом многие согласились с такой политикой компании и поддержали введение новых правил.

      

Несколько месяцев назад уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников удивился, что в США на должность стюардесс берут женщин старше 50 лет, чем вызвал бурную реакцию других пользователей.