За три летних месяца шаурма превратилась из еды для голодных студентов и жителей спальных районов в модный продукт, обрела десятки тысяч почитателей в социальных сетях и получила заслуженное признание.
Medialeaks разбирался, какой вклад в этот процесс внесли социальные сети и красивые девушки и как трендовые столичные издания поставили блюдо для бедных в один ряд с фалафелем и митболами.
Свидетели шаурмы
Начиная с весны во «Вконтакте» начали массово появляться специальные группы, в которых фанаты мяса в лаваше публикуют обзоры на блюда, опробованные ими в самых разных местах. Постепенно вырабатывается специальный сленг и то, что начиналось как шутка, стало увлечением тысяч людей.
Самый крупный паблик — «Обзоры на шаурму в Москве и области» — был создан в апреле 2015 года. Его администратор Василий, который учится в столичном вузе на учителя английского языка, рассказал Medialeaks, что идея создать паблик пришла совершенно случайно.
«Мы обедали в перерыве между парами. И мысленно составили топ-5 донерных. Потом подумали, что можно сделать такой паблик for fun», — говорит он.
По словам Василия, никаких специальных действий для раскрутки страницы он не предпринимал, за исключением пары конкурсов — на отметке в 100 подписчиков администраторы разыграли шаурму, а «на символические 359 подписчиков — шаурму и пакет «Изабеллы».
Каждый образец шаурмы в паблике оценивается по особому списку критериев: достаточно ли положили мяса и овощей, насколько сочная начинка, хорошо ли прожарен лаваш, протекла ли шаурма. Особое внимание адепты «свитков» почему-то уделяют «мазку сверху».
К написанию отзывов подписчики паблика стараются подходить максимально творчески — поваров называют «жокеями», «маэстро» или даже «творцами», саму шаурму —«жемчужинами» и «свертками», выясняют, кладут ли соус на макушку блюда.
В отзывах подробно описано, какие ощущения оставляет каждая секунда трапезы. Приводим несколько фрагментов.
«В отражении мокрого и грязного асфальта замерцало нечто похожее на мираж. Я поднял глаза вверх и увидел перед собой единственное мое спасение в этот ущербный день. Это был терем с персидскими свитками»
Если честно, то мы не рассчитывали, что свёрток арабских богов настолько скрасит сей отвратный денёк. Но кто бы мог подумать, что при первом укусе мы получим помутнение рассудка и экстаз…
«При первом укусе чувствуется хруст лаваша и аромат мяса. По температуре все как и должно быть, мясо не сильно горячее, а овощи не холодные. У кого чувствительные зубы, не бойтесь, здесь все четко!»
Овощи свежие и вкусные, поражает их обилие и разнообразие, ведь помимо классического набора есть ещё и острый перчик, который вносит свою лепту в свиток ненавязчиво и нежно. Я бы даже сказал, что этот острый перчик пикантно целует меня в язык при соприкосновении.
«Сегодня я как обычно нехотя тащился на работу, но проходя мимо капища философских свитков меня поманил запах божественного кулечка счастья! Я зашел в это заведение, да, именно зашел, там есть столики и работает обогреватель! Меня встретил приветливый шаурмаэстро Алладин и его прекрасная Жасмин, собирающая дублоны с холопов на кассе»
Оценки выставляются в баллах от 1 до 10, а каждый отзыв сопровождается подробным фотоотчетом, который не только позволяет разглядеть шаурму на всех этапах жизни, но и найти тот самый киоск в глубинах спальных районов.
Идея писать отзывы на шаурму имеет все шансы прижиться и в регионах. Аналогичный паблик в Петербурге читают 8 тысяч человек, число подписчиков «Обзоров» в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Барнауле и Пензе пока не превысило пары сотен.
Фанаты блюда в Челябинске пошли еще дальше. Они создали «Лигу шаурмы», в которой не только обсуждают, где вкуснее, но и клеят специальные наклейки на киоски с понравившейся шаурмой, а также встречаются для её коллективного поедания.
«Наверное потому, что это вкусно, удобно, о ней есть, что написать, сделать отзыв. Нигде нет одинаковой шавермы, хотя состав везде аналогичный. Среди молодежи много её поклонников, вот так наверное и пришла идея создать «Лигу Шаурмы», — рассказывает Medialeaks одна из администраторов паблика Светлана Харитонова.
«Проверенных» мест в Челябинске уже больше сотни. Участники «Лиги шаурмы» говорят, что объединяются для общения, веселья и споров о «правильной» шаурме. В конце июля среди членов клуба были проведены соревнования по скоростному поеданию блюда.
«Точное количество [участников] назвать не смогу, но участвовали даже те, кто не знал о существовании нашего паблика.
Мы стояли и приглашали поучаствовать совершенно не знакомых нам людей и они с удовольствием соглашались. Было весело», — говорит Светлана.
Заслуга красивых девушек
Немалую роль в привлечении внимания к шаурме сыграл паблик «Красивые девушки и шаурма», который был создан в конце мая. За два с лишним месяца на него подписались 22 тысячи человек, о странице написали российские и зарубежные СМИ, а количество постов перевалило за тысячу.
Создавший страницу московский SMM-щик Роман Бордунов говорил о «перерождении имиджа» шаурмы.
«Не так давно я взял шаурму (или шаверму, не суть) у своего метро и понял, что это навсегда. Легче бросить курить, чем перестать покупать донеры. Разумеется, я об этом стал постоянно писать у себя в твиттере (спасибо тем, кто не отписался), и люди как-то подхватили. Теперь уже, кажется, шаурма превратилась в какой-то мем», — заявил он в комментарии TJ в июне.
Растущий интерес к шаурме в России заметили даже западные СМИ, однако этот тренд они поняли неправильно. Британская газета Metro решила, что снимки продвигают здоровое питание, приняв за правду шутку в описании страницы о том, что паблик поддерживается министерством здравоохранения. Другие журналисты приняли его за кампанию российских властей (или даже лично Владимира Путина) против западного фастфуда.
Чего стоят заголовки: «Российские социальные сети пытаются победить Запад шаурмой и сиськами» от кулинарного блога Munchies, «Путин запустил анти-западную кампанию, призывая женщин постить селфи с шаурмой» от Daily Express, и «Ненависть к бургерам: война российских социальных сетей против «Макдоналдса» на сайте Daily Star.
Позже во «Вконтакте» появился паблик «Красивые парни и шаурма», но повторить успех «девушек» ему не удалось — число подписчиков едва превысило 2 тысячи. На волне интереса к шаурме Бордунов начал сбор денег на создание «всероссийского гида «Афиша-шаурма» Shaur.net, констатировав, что она «ворвалась в нашу жизнь плотно и бесповоротно». Пока что проект собрал только 2,5 тысячи рублей.
В комментарии для Medialeaks Роман признает, что интерес к шаурме возрос в последние месяцы.
«Шаурма однозначно стала популярным фаст-фудом, я в этом уверен. Раньше столько о ней не говорили, но вот этим летом бомбануло. Не знаю, почему так вышло, что её массово начали обсуждать и почему в этом сезоне такая истерика по этому поводу. Может, нам в нее что-то подмешивать начали?», — заключает он.
В Москве и Петербурге работают множество заведений, в которых можно попробовать шаурму «для эстетов». В заведении под названием Shawarma Republic, расположенном в излюбленном московскими хипстерами Парке Горького, подают несколько разновидностей: итальянскую, мексиканскую, ливанскую, израильскую, индийскую, греческую, турецкую и даже вегетарианскую. В петербургском Pita’s шаурма еще более необычная — с брусничным соусом и мятой, красной рыбой и сливочным сыром и даже десертная с бананом в карамели.
Первый репортаж о поисках идеальной недорогой шаурмы в столице на сайте The Village был опубликован еще в 2013 году и вызвал бурные споры о любимых местах в комментариях. Уже тогда стало понятно, что это блюдо по-настоящему любимо в народе. В апреле этого года гайд о лучшей шаурме в Москве был опубликован на сайте «Афиши», причем в него вошли не только традиционные кафе, но и киоск в торговом центре на «Речном вокзале».
Спустя почти 10 лет после запрета на шаурму в столице, когда все ларьки внезапно стали продавать донеры и кебабы, это блюдо окончательно вернулось в быт молодежи. Точку в этом вопросе поставил экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, который, говоря о планах по реконструкции ВДНХ, назвал её в одном ряду с хипстерскими митболами и фалафелем.
«Там будет все: православие, «Тополя» и «Буки», шаурма, фалафель, митболы. То есть вот так вот. Добро пожаловать.»