«Титаник» был в одной сцене от провала. Как могли кончиться культовые фильмы — и почему этого не случилось
Некоторые фильмы изначально заканчивались совсем не теми сценами, что вы видели в кинотеатрах. Так, «Титаник» был историей охотника за сокровищем, концовка «Скотт Пилигрим против всех» расстраивала фанатов, а «Холодное сердце» не было мультфильмом о двух сёстрах.
Выходя из кинотеатра или досмотрев фильм у себя дома, многие люди надолго выпадают из реальности, пытаясь понять и принять концовку истории, за развитием которой следили не один час. Иногда финал картины расстраивает зрителей, но они утешают себя тем, что такова была задумка режиссёра, и к такой развязке он шёл с самого начала.
Вот только на самом деле многие хэппи-энды (и наоборот) появились в фильмах не самым естественным путём. Часто продюсеры или даже первые зрители вынуждают режиссёра изменить сюжет истории. И от некоторых примеров подобного «переобувания» людям становится не по себе.
«Титаник» (1997)
Фильм-катастрофа с рекордным для своего времени бюджетом и количеством «Оскаров» и бессмертная история любви — это всё о «Титанике» Джеймса Кэмерона. В 1997 году картина была самой кассовой в истории кинематографа, а в наши дни пользователи соцсетей продолжают убиваться из-за того, что Джек и Роза не уместились на двери вдвоём.
В 2012 году в «Разрушителях мифов» доказали, что на похожем куске деревянной обшивки уместилось бы даже двое взрослых мужчин, а не только девушка и парень, да и у Кейт Уинслет, сыгравшей главную роль, есть своё мнение на этот счёт.
Но режиссёр остался недоволен таким экспериментом. Во-первых, по мнению Кэмерона, Джек явно не успел бы провернуть настоящую спасательную операцию в ледяной воде.
Ведущие хотят, чтобы вы сняли с себя спасательный жилет, сняли жилет с Роуз, нырнули под дверь, как-то их там прикрепили, чтобы их не унесло за две минуты. Это значит, что вы под водой завязываете узлы в условиях жуткого холода, у вас на это уйдет пять-десять минут, и когда вы на поверхности после всего этого — вы уже точно труп.
А во-вторых, эта история просто-напросто должна была закончиться трагично.
Смотрите, всё очень просто: вы читаете страницу сценария 147, и там написано: «Джек находит дверь и помогает Роуз зaлезть на неё, чтобы она смогла выжить».
Впрочем, настоящий спор о сюжете состоит вовсе не в том, мог ли выжить один из главных героев. У пользователей соцсетей есть теория о том, что «Титаник» — история не о любви, а о глубоководной экспедиции и погоне за сокровищем.
В эти сложные времена давайте не забывать о главном: «Титаник» рассказывает не об обреченной межклассовой любви на гигантском океанском лайнере, а о том, как старая карга кидает глубоководную экспедицию на деньги по маразму.
Дело в том, что действие фильма началось и закончилось на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Его команда прибыла на место гибели «Титаника», чтобы обыскать останки лайнера и найти бриллиант «Сердце океана». В финале фильма Роза тайком выбросила ожерелье с камнем в воду, и глава экспедиции Брок Лаветт так никогда и не увидел цель своих поисков.
Но в первой версии фильма была сцена, оказавшаяся гораздо ближе к тому, о чём пишут в твиттере. Изначально Кэмерон хотел открыто показать конфликт между Лаветтом и Розой.
В вырезанном эпизоде главная героиня выходит на корму, и её внучка и Брок решают, что она решила покончить с собой. Вместо этого пожилая женщина читает лекцию о настоящих ценностях в жизни (бриллианты не нужны) и выкидывает бесценное украшение в океан. В конце Лаветт безумно смеётся, глядя в небо.
Вероятно, в такой финал Кэмерон вкладывал особый смысл, но людям от такого морализаторства не по себе. Подобная концовка выглядит гораздо менее эффектно, чем то, что показали в кинотеатрах.
«Титаник» был в одной сцене от того, чтобы стать ******.
За каждым великим фильмом стоят миллионы потенциальных ошибок, которые авторы могли совершить, но не совершили.
«Парк юрского периода» (1993)
Научно-фантастический фильм Стивена Спилберга — настоящая классика кино о том, как учёные «доигрались». В этой картине зрители впервые увидели историю парка развлечений с клонированными динозаврами, которые совсем отбились от рук. Позднее этот сюжет тоже «вышел из-под контроля», и во франшизе вышло ещё несколько частей, включая перезапуск и его продолжение.
При этом концовка у классического «Парка юрского периода» вполне себе позитивная и очень эпичная. Главные герои — Элли, Алан Грант, Малькольм, директор парка и дети — спасены от неминуемой гибели в зубах велоцирапторов благодаря удачному появлению тиранозавра.
В 2017 году журналисты издания Gizmodo обнаружили, что изначально фильм мог закончиться далеко не так героично. В первоначальной версии сценария и раскадровки доктор Грант и его спутники просто уезжают из парка на внедорожнике, пока на их пути не оказывается упавшее дерево, преграждающее дорогу автомобилю.
Герои бегут к вертолёту.
И тут их догоняет ти-рекс.
Впрочем, повода для переживаний эта сцена почти не даёт: динозавр успевает только отломать часть шасси от вертолёта.
И персонажи улетают в закат.
Раскадровка красивая, но, судя по всему, режиссёр не прогадал, добавив в концовку эпичную схватку динозавров.
А в 2020 году в интернет попала ещё одна версия раскадровки: оказывается, в фильме должно было быть больше жертв. В первоначальном сценарии директор парка Джон Хэммонд с трудом продирается сквозь джунгли и не успевает на вертолёт.
В финале Хэммонд стоит один посреди парка.
Пожалуй, такой финал был бы куда более красивым и трагичным. Тем более что в оригинальном романе Хэммонд тоже не выжил: он подвернул лодыжку, упав в овраг, и в итоге был убит стадом прокомпсогнатов.
«Красотка» (1990)
Фильм «Красотка» — доказательство того, что история проститутки и её богатого клиента может быть оформлена как лёгкая комедийная мелодрама. Влиятельный бизнесмен (Ричард Гир) влюбляется в кудрявую секс-работницу (Джулия Робертс), и в финале они целуются уже как пара, не связанная финансовыми обязательствами.
Но мало кто знает, что такой хэппи-энд появился в картине не сразу.
Режиссёр Гарри Маршалл не очень-то верил в любовь бизнесмена и девушки лёгкого поведения и хотел показать мрачную изнанку подобных историй. Изначально фильм назывался «3000» — в честь «стоимости» проститутки, и не был похож на ромком.
В первоначальном сценарии героиня Робертс курила крэк, герой Гира изменял своей девушке и показывал Вивиан красивую жизнь, а в итоге просто выкидывал обратно на улицу к наркоманам и проституткам.
Об этой концовке в 2019 году рассказывала и Джулия Робертс, сыгравшая Вивиан.
Он должен был выкинуть её из машины, швырнуть в неё деньги и просто уехать, оставив в грязном переулке.
Когда фильм попал в руки Disney, там хотели сохранить некоторую мрачность оригинала и оставить у руля Маршалла, но финал истории никого не устраивал. По некоторым сведениям, были устроены и тестовые показы, на которых зрители заявили, что хотят, чтобы у красивой девушки в итоге всё было хорошо.
Судя по всему, Маршалл был готов к такому вердикту аудитории и продюсеров. На тот момент режиссёр уже снимал альтернативный вариант истории. Именно он в итоге вышел на экраны, и зрительницы увидели современный вариант «Золушки», а не зарисовку из жизни лос-анджелесской проститутки.
«Крёстный отец» (1972)
Если Генри Маршаллу пришлось отказаться от мрачной концовки в пользу приободряющего финала, то создатель величайшего в мире гангстерского фильма Фрэнсис Форд Коппола, наоборот, решил лишить зрителей всех надежд на хороший конец.
Фильм «Крёстный отец» — экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо о жизни итальянских мафиози в США, получившая три «Оскара» и вошедшая едва ли не во все учебники по киноискусству.
Одна из основных сюжетных линий в картине — становление молодого военного Майкла в качестве преемника дона мафии Вито Корлеоне и его взаимоотношения с возлюбленной Кей, не одобряющей преступную деятельность.
Изначально «Крёстный отец» кончался так же, как книга Пьюзо: Кей в церкви ставит свечу за своего мужа, надеясь спасти его душу. Но Коппола решил, что его картина не должна оставлять никаких надежд на счастливую развязку для Майкла и Кей, как и на какое-либо исправление и искупление для главного героя.
В финальной версии Кей до последнего уверена, что муж не стал гангстером и не приказывал убивать людей по всему Нью-Йорку. Но в самом конце в дом прибывают главы криминальных семей (капо) и обращаются к Майклу как к дону Корлеоне. Девушке остаётся лишь стоять и смотреть в его сторону, пока дверь в кабинет не захлопывается перед её лицом.
«Побег из Шоушенка» (1994)
Экранизация повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» — фильм о банкире, который попал за решётку после гибели жены и её любовника. Для многих зрителей эта картина стала настоящим рассказом о мужской дружбе.
Главный герой Энди Дюфрейн (Тим Роббинс) проводит 19 лет в тюрьме, дружит со старым зэком Редом (Морган Фриман) и узнаёт, что сам он вовсе не совершал преступления, которое ему приписали. В итоге мужчина совершает грандиозный побег, попутно отомстив начальнику тюрьмы.
В первоначальной версии Энди всё так же сбегает через тоннель и добирается до Мексики, как и мечтал. Несколько лет спустя Реда освобождают условно-досрочно, но он так и не воссоединяется со старым другом.
Режиссёр Фрэнк Дарабонт решил, что такая концовка не понравится зрителям, которые успеют прикипеть к дружбе двух заключённых. Поэтому он добавил в финальную версию фильма сцену, в которой Ред забирает посылку с деньгами, припрятанными для него Энди, и письмо, в котором друг зовёт его встретиться в Мексике.
В конце фильма Ред нарушает правила своего освобождения и покидает США. Два друга встречаются на пляже в Мексике, чтобы начать жить по-настоящему.
«Скотт Пилигрим против всех» (2010)
Экранизация серии комиксов Брайана Ли О’Мэлли «Скотт Пилигрим» вышла в 2010 году и стала кассовым провалом. Впрочем, это не помешало подросткам по всему миру влюбляться в девушку с цветными волосами Рамону, а критикам — хвалить картину за юмор и удачные стилевые решения.
Помимо всего прочего, «Скотт Пилигрим против всех» дал старт карьерам будущих звёзд Marvel. Одного из злобных бывших Рамоны сыграл будущий Капитан Америка — Крис Эванс.
А Капитан Марвел (Бри Ларсон) появилась в фильме в роли бывшей самого Скотта.
При этом далеко не все помнят, как выглядела «нынешняя» главного героя — школьница Найвз Чау, которой он изменял с Рамоной. А зря — ведь в первой версии фильма именно она оказывалась главным любовным интересом парня.
Изначально в финале фильма Скотт, разобравшись со всеми бывшими Рамоны, отпускал мечту о загадочной и яркой незнакомке и возвращался к своей скромной девушке Найвз.
Но режиссёр Эдгар Райт быстро понял, что такой поворот разочарует его аудиторию: на тестовых показах зрители были вне себя, когда Скотт выбирал азиатскую школьницу Найвз вместо Рамоны. Тем более что в комиксах такого финала вовсе не было: там Скотт предпочитал Рамону.
Как рассказал сам режиссёр MTV News, фильм необходимо было переделать.
Первоначальная концовка рассорила бы людей. Я понял, что финал, который мы сделали, не удовлетворял зрителей, так что мы сняли что-то новое. И когда мы снова показали картину людям, оценки поползли вверх.
Кстати, ещё из фильма убрали сцену, в которой «босс» бывших Гидеон превращался в гигантского робота — Райт решил, что было бы глупо состязаться в зрелищности с «Трансформерами» (и, пожалуй, был прав).
«Холодное сердце» (2013)
Этот анимационный фильм — одна из самых профеминистских диснеевских картин. По сюжету, принцесса Анна едва избегает брака с принцем Хансом, который пытался воспользоваться её беспомощностью и наивностью.
Девушка жертвует собой для спасения сестры — принцессы Эльзы — и превращается в ледяную статую. Спасти её может только любовь: но речь идёт вовсе не о верном и честном пареньке по имени Кристоф. Анну целует Эльза, и именно сестринская любовь совершает настоящее чудо.
Для многих зрителей стало настоящим открытием то, что в диснеевском мультфильме можно отказаться от идеи романтической любви и показать в качестве идеалов сестринство и дружбу. До этого похожую идею продвигала разве что картина «Храбрая сердцем», ставшая историей о конфликте матери и дочери, не желавшей выходить замуж.
Некоторых христианских обозревателей «Холодное сердце» даже задело таким подходом к обычным гетеросексуальным отношениям.
Мультфильм подтекстом проводит идеи отрицания традиционной семьи (смерть родителей Эльзы и Анны, «неистинность» союза Анны и Ганса, Анны и Кристофа) и продвигает «альтернативные» и гомосексуальные семьи (семья торговца Оакена, община троллей, пара Эльзы и Анны как аллюзия на однополый союз «истинной любви»).
Впрочем, изначально Эльза и Анна не были ни парочкой, ни сёстрами. Первая версия мультфильма была куда ближе к «Снежной королеве» Ганса Христиана Андерсена.
«Холодное сердце» начиналось с пророчества:
Правитель с холодным сердцем принесёт разрушение в Эренделл.
По сюжету, став королевой и выйдя замуж за Ханса, Эльза заморозила своё сердце, чтобы больше никогда никого не любить. Именно ей в первом сценарии противостояли Анна и Кристоф. В финале стало ясно, что предсказание говорило о жестоком принце Хансе, и Анна убедила Эльзу спасти королевство. Эльза позволила своему сердцу оттаять и вернула себе способность любить.
Продюсер «Холодного сердца» Питер дель Вехо рассказал о первоначальной задумке в 2017 году и объяснил, почему от неё отказались. Во-первых, идея пары из парня и девушки, борющихся со «снежной королевой», казалась продюсерам банальной. А во-вторых, при таком раскладе не очень верилось в исправление Эльзы.
У нас не появлялось эмоциональной связи с Эльзой — мы не переживали за неё, потому что она провела весь фильм, будучи злодейкой.
В результате создатели картины решили сделать Анну и Эльзу сёстрами, чтобы их любовь друг к другу спасла их королевство и их самих.
Кстати, православным критикам не угодили и другие мультфильмы Disney. Так, в «Короле Льве» они признали Тимона и Пумбу однополой семьёй, а в «Моане» увидели пропаганду ЛГБТ в ракушке.
Что касается альтернативных концовок, иногда их приходится делать не режиссёрам, а зрителям. Так, «Игра престолов» в прошлом году настолько разочаровала фанатов, что один из них сделал другой финал — им довольны все (ну, почти).