Дизайнер Артемий Лебедев опубликовал пост в блоге, в котором призвал комитет по туризму Санкт-Петербурга вступиться за сделанный его студией логотип города. Ранее Федеральная антимонопольная служба обязала администрацию расторгнуть договор со студией и провести новый конкурс на разработку логотипа.
Жалоба на действия комитета по развитию туризма администрации Санкт-Петербурга и ООО «Студия Артемия Лебедева» в Санкт-Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы России поступила ещё в июле 2016 года. Тогда против договора между администрацией и дизайнерами выступило коммуникационное агентство Generation Brand.
Как объяснял РБК директор агентства Борис Григорьев, комитет по туризму, заключив договор, нарушил закон «О защите конкуренции»: не было конкурса, а логотип города был нарисован студией Лебедева заранее, после чего формально передан городу за 1 рубль. При этом были заключены другие договоры на создание и проведение рекламных кампаний с использованием этого логотипа.
В итоге 18 октября ФАС публично объявила, что комитету вынесено предупреждение: договор со студией «Лебедева» необходимо прекратить.
Заключение договора между Комитетом и «Студией Арт. Лебедева» ставит Студию в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность на рынке рекламных услуг, и содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Санкт-Петербургское УФАС России предупреждает Комитет по развитию туризма о необходимости в срок до 30 ноября 2016 г. прекратить действие договора, заключённого с ООО «Студия Арт. Лебедева».
Решение ФАС в социальных сетях быстро перешло в обсуждение самого логотипа, который уже обсуждали два года назад, когда Лебедев его представил. Издатель «Медузы» Илья Красильщик в фейсбуке назвал логотип «адом».
Прочитал новость, что ФАС потребовала у мэрии Петербурга расторгнуть контракт со «Студией Лебедева» на разработку логотипа города, и решил посмотреть, что за логотип. Оказывается, ещё в 2015 году сделали. Ой, мама, ой, ужас. Что за раздавленное солнце, что за расплющенные глазки, что это за хлебушек?! Что за разводные мосты в нечитаемом логотипе?!! Какой ад.
В комментариях часть журналистов и дизайнеров вступились за логотип, настаивая на том, что он лучше, чем большинство других туристических логотипов. Часть заявила, что это тот редкий случай, когда они солидарны с ФАС.
Совладелец «Ведомостей» и бывший директор «Коммерсанта» Демьян Кудрявцев в ответ написал разгневанный пост против действий антимонопольного ведомства и критики со стороны Красильщика.
Логотип Петербурга, сделанный за рубль, не понравился ФАСу. ФАСу, у которого не вызывает вопросов монополизация целых отраслей, приватизация и национализация (в зависимости от схемы) гигантских компаний детьми чиновников и так далее, вот этому ФАСу не понравилось. И кем в этой ситуации возмущаются демократические журналисты и менеджеры, не живущие в Петербурге, а некоторые даже и в России? ФАСом? Нет. Лебедевым, конечно. Студией, где проработала за эти годы тысяча человек, где госзаказы списком составляют меньше 5 процентов от общего числа, а в деньгах меньше 1 процента? Других врагов у вас нет?
В комментариях под обоими постами обсуждение достоинств логотипа и того, насколько правы антимонопольщики, растянулось на много часов.
Затем выступил сам Артемий Лебедев. В своём ЖЖ он опубликовал пост под заголовком «Логотип Санкт-Петербурга в опасности».
Кратко человеческим языком: какие-то ***еды стуканули в ФАС, что питерский комитет по туризму за один рубль получил от нашей студии туристический логотип Санкт-Петербурга. И ФАС распорядилась: договор порвать, а логотип день *** пойми куда.
С его точки зрения, это несправедливо и нерационально.
Вот логотип, который уже два года активно используется в Питере во всех туристических материалах. С логотипом производятся и продаются товары. Была проведена роскошнейшая рекламная кампания Питера в русских городах и в мире. В центре Питера установлены туристические павильоны с этим логотипом. И вот теперь, ***, что? Потратить миллионы, чтобы спасти потраченный рубль? Я думаю, что питерский комитет по туризму должен опротестовать требование ФАС и придумать, как сделать так, чтобы больше на логотип никто не крошил батон.
В качестве иллюстраций Лебедев опубликовал несколько фотографий, на которых видно, как используется логотип в рекламных кампаниях города, в том числе в крупных международных аэропортах.
Вопрос о том, насколько можно считать справедливыми условия, на которых были заключены контракты на изготовление рекламной продукции (концепция, слоганы, дизайн плакатов), а также торговля сувенирами в магазинах «Студии Лебедева», после того как логотип был выбран администрацией без конкурса и без равного доступа для всех потенциальных участников, Лебедев обходит.