Как создатели Roblox обошли Марка Цукерберга. Они уже строят свою метавселенную с Lil Nas X и Gucci

Милана Бородина Милана Бородина

Roblox создаёт свою метавселенную. Марк Цукрберг

Онлайн-платформа для создания многопользовательских игр «Роблокс» крайне популярна у младшей аудитории, но планы создателей трудно назвать детскими. Ещё до того, как основатель Facebook Марк Цукерберг рассказал о работе над метавселенной — виртуальной реальностью с эффектом присутствия, — разработчики «Роблокса» уже стали одними из первых её покорителей.

Как пандемия помогла платформе Roblox

Всего за несколько лет онлайн-платформа с миллионами мини-игр Roblox, которая одинаково популярна у пользователей смартфонов и игровых приставок, обогнала по капитализации таких гигантов игровой индустрии, как EA и Ubisoft. При этом «Роблокс» ориентирован на младшую аудиторию — возрастной рейтинг всего 7+. Казалось, дети — не самая платежеспособная категория, но платформе удалось изменить представление индустрии на этот счёт. В начале 2019 года Roblox Corporation оценивалась в четыре миллиарда долларов, но всего за год стоимость выросла до 40 миллиардов.

Roblox создаёт свою метавселенную с Lil Nas X, Gucci и Netflix, и Марку Цукербергу стоит поторопиться

На руку платформе сыграла пандемия. Летом 2020 года в Roblox играли по 32 миллиона человек в день. Дети, переведённые на дистанционное обучение, больше времени проводили за играми, где общались друг с другом в чате и взаимодействовали с помощью своих аватаров. Одноклассники, которые из-за карантина не гуляли вместе в реале, встречались в Roblox, решали головоломки и спасали свои виртуальные версии от сотен напастей. Помимо этого, они могли заводить питомцев, покупать дом, выбирать для него мебель, заниматься спортом и устраивать ожесточённые схватки. Инструментарий платформы позволяет игрокам настолько «вжиться» в свой 3D-образ, что юные геймеры попросту не могут оторваться от «Роблокса», но при этом всё же сохраняют социальные связи с реальными друзьями.

Roblox создаёт свою метавселенную с Lil Nas X, Gucci и Netflix, и Марку Цукербергу стоит поторопиться

Однако во многогранном и притягательном мире Roblox, как и в реальном, за всё нужно платить. Игрок хочет сменить стиль одежды своего аватара? Без внутриигровой валюты — робаксов — этого не сделать. Не удаётся пройти одну из игр? Можно купить геймпасс, который даст пользователю преимущество перед другими геймерами. Также игрок может заплатить за подключение к премиальному сервису Roblox Premium и получать робаксы, ничего не делая. Именно на вовлечённости игроков и их желании тратить деньги на свою виртуальную жизнь разработчики и сколотили внушительный капитал. И на этом останавливаться не собираются.

Ведь у Roblox довольно светлое будущее: платформа стала настоящей метавселенной. Это концепция виртуального мира, с которым человек взаимодействует с помощью своего аватара и делает практически всё то, что и в реальном мире. Трансформация «Роблокса» началась ещё до того, как это понятие стало широко известно благодаря словам Марка Цукерберга о том, что Facebook вырастет из соцсети в цифровую реальность.

Фантастические метавселенные и кто в них обитает

В конце июля 2021 года основатель Facebook Марк Цукерберг рассказал, что корпорация набирает команду специалистов для создания метавселенной. Цель проекта — расширить границы соцсети с помощью устройств дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Благодаря устройствам — гарнитурам, смартфонам и игровым приставкам — пользователь сможет «перемещаться» в цифровом пространстве. Цукерберг рассказал в интервью интернет-изданию The Verge, что проект добьётся своей цели примерно через пять лет.

И если вам кажется, что Facebook куда более серьёзная корпорация, чем мультяшный Roblox, то посмотрите на новинку от Марка Цукерберга. Horizon Workrooms — приложение для конференций, которое работает вместе с очками дополненной реальности.

Однако ещё зимой 2021 года CEO Roblex Corporation Дэвид Базуки назвал себя и своих коллег «пастухами метавселенной» и предрёк скорое начало новой цифровой эпохи. Об этом он рассказал в статье, опубликованной в интернет-издании Wired:

Метавселенная — это, возможно, такой же большой прорыв в межличностной коммуникации, как телефонная связь или Сеть. В ближайшие несколько десятилетий её применение превзойдет все наши самые смелые фантазии. Вероятно, самая большая возможность, которую она представляет, — это объединить людей из всех слоёв общества и способствовать развитию гражданского цифрового общества. Начало будет положено уже в 2021 году.

Несмотря на то что Базуки говорил об индустрии в целом, особое место он отвёл Roblox. Ведь многие метавселенские черты платформа уже обрела, и Марку Цукербергу с его Facebook стоило бы поторопиться, чтобы занять ведущие места в грядущей виртуальной реальности.

Как Roblox из онлайн-платформы превращается в метавселенную

Базуки не ошибся в своих прогнозах. Уже летом 2021 года американское издание The New York Times назвало Roblox метавселенной в одной из своих статей. Пусть аватара, напоминающего человечка из LEGO, пока трудно называть полноценной виртуальной проекцией игрока, его жизнь в онлайне всё больше походит на реальную. Выше уже говорилось о том, что дети играют и заводят питомцев в цифровом мире, но они могут и учиться. Преподаватели-энтузиасты дают уроки по физике и истории, а аватары заинтересованных учеников приходят на занятия и слушают. В цифровом мире всё интереснее. Деловое издание Fast Company и вовсе связывает будущее образования с Roblox.

Но как бы хорошо «Роблокс» ни влиял на детей, многие из них всё же заходят на платформу не за знаниями, а чтобы погрузиться в жизнь своего аватара. Из-за того, что Roblox предлагает геймерах миллионы миров, симуляция реальности проходит на ура. Например, одежда для аватара. Если вы думаете, что это детские развлечения и игроки всего лишь подбирают шляпки и майки для своего аватара, то ошибаетесь. В мае в Roblox один из пользователей приобрёл дизайнерскую сумку Gucci за четыре тысячи долларов. Аукцион проводился в рамках игрового события, организованного модным домом.

Roblox создаёт свою метавселенную. Марк Цукрберг

Но не только бренд Gucci увидел в Roblox огромный потенциал. Стриминговый сервис Netflix выбрал платформу для продвижения своего сериала «Очень странные дела». В «Роблоксе» появилась локация с торговым центром «Старкорт молл» из третьего сезона, где игроки могли пройти несколько мини-квестов, связанных с приключениями школьников из Хоукинса.

Прокатчики обращаются к Roblox, чтобы устроить премьеру трейлеров новых фильмов, и всё это перед виртуальной аудиторией. На этом примере легко понять, что такое метавселенная. Пользователь Сети не открывает браузер, чтобы затем зайти в ютуб и посмотреть трейлер фильма, который давно ждёт. Он не отвлекается от своей виртуальной жизни в Roblox и именно там смотрит премьеру, не закрывая приложение.

Цель разработчиков платформы — обеспечить пользователей многим из того, что им нужно вне игры. Музыка, фильмы, развлечение, новая информация — всё это должно быть сконцентрировано в одном месте. Мечтаешь попасть на концерт Lil Nas X или Royal Blood, но живёшь в глубинке России? Доверь это своему аватару в Roblox, он сходит за тебя. Ведь исполнители периодически проводят концерты в виртуальности.

Реальная жизнь и коммерческие проекты постепенно перекачивают в виртуальный мир, так как это один из самых быстроразвивающихся рынков на данный момент. Но и сами разработчики держат руку на пульсе и делают Roblox всё более и более многогранным. В играх на платформе можно купить одежду, мебель, завести животное, но пока что это оцифрованные блага, которые не потрогаешь рукой. Дэвид Базуки рассказывал Wired, что однажды в метавселенной можно будет примерить понравившуюся вещь, оплатить, а через час доставка привезёт её реальную версию домой к игроку.

Жизнь в цифровой реальности долгое время казалась сюжетом из научной фантастики, но такое же отношение, скорее всего, у людей было и к пандемии, которая может парализовать весь мир. Мы не успеваем замечать, как стремительно развиваются технологии, и обывателю трудно представить потенциал, которым обладает индустрия развлечений. Вполне возможно, что создателям Roblox удастся сделать всё задуманное уже в ближайшие годы, и люди будут покупать одежду и ходить на концерты преимущественно в цифровой реальности.

А вот игре Genshin Impact так, как «Роблоксу», не повезло. Метавселенная вокруг неё не образовалась, а вот кружок любителей контента для взрослых — да. Medialeaks рассказал, как персонажи из детской игры попали в хентай.