Художник провёл 72 часа захороненным в контейнере под оживлённой дорогой. Итоги его размышлений поняли не все

Вера Тихонова Вера Тихонова

Австралийский художник Майк Парр с третьей попытки провёл смертельно опасный перфоманс с захоронением себя в стальном контейнере под оживлённой дорогой. В течение 72 часов он в полной изоляции читал, рисовал и думал о мире. Мысли, которыми художник поделился после выхода из заточения, понравились не всем.

73-летний австралиец Майк Парр давно увлекается исследованием пределов человеческих возможностей в арт-пространстве. Несколько лет назад он устроил громкий перфоманс, во время которого порубил топором свой протез руки, пишет The Australian.

Выступление «Художник под асфальтом» он придумал в 2011 году в Италии, когда хотел поднять тему зверств нацистов. Два европейских города отказались участвовать в художественной акции, и Парр решил перенести действие на свой родной континет. Перфоманс состоялся в рамках фестиваля экстремального и авангардного искусства Dark Mofo.

Для захоронения художника была выбрана оживлённая улица в столице австралийского штата Тасмания — городе Хобарт. Дорожные рабочие сняли асфальт, выкопали яму и поместили в неё стальной контейнер размером 1,7 на 2,2 метра. Пожилой художник спустился в контейнер по лестнице, после чего рабочие закрыли крышку и вернули дорожное полотно на место.

Мужчина решил с помощью добровольного заточения изобразить жестокость британской колониальной политики. Однако, в отличие от австралийских аборигенов, Парр переносил испытание с комфортом.

Контейнер, в котором он находился, не был герметичным — кислород поступал с поверхности по специальной вентиляционной системе. Артист не стал брать еду, но у него были с собой запас воды, обогреватель, постельные принадлежности, лампы, а также всё, что необходимо для того, чтобы читать и рисовать. Он также взял одну книгу — «Роковой берег» Роберта Хьюза.

Майк мог в любой момент нажать тревожную кнопку, чтобы его вытащили из-под земли, но он предпочёл довести перфоманс до конца. Рабочие потратили около двух часов, чтобы аккуратно расчистить крышку контейнера, и достали художника. Собравшиеся на улице зрители приветствовали Парра аплодисментами и одобрительным свистом.

Во вторник, 19 июня, Майк выступил в художественной школе Университета Тасмании и поделился своими наблюдениями и открытиями, сделанными во время перфоманса.

Мужчина рассказал, что, находясь под слоем асфальта, он всё-таки слышал шум города и видел, что происходит на дороге, сквозь небольшую трещину. Художник назвал жителей Хобарта «серой массой», которая бездумно растекалась по улицам, не обращая внимания ни на что, передаёт ABC.net.

Безликие существа, ведущие бесцельное существование, блуждающие по воскресному утру, останавливались и пристально смотрели на дорогу. Это было потрясающе.

Парр призвал человечество обратить внимание на «скрытое» глобальное насилие, особенно то, которому подверглось коренное население Тасмании во время колонизации.

Будучи погребённым под землёй, я понял, что настало время для острых вопросов, касающихся жителей Тасмании в настоящее время — речь о тяжёлом положении потомков аборигенов, которые до сих пор ведут борьбу за своё признание.

Надо сказать, перфоманс Парра, с помощью которого он надеялся облегчить жизнь австралийских аборигенов, вызвал у последних смешанную реакцию. Некоторые из представителей коренных народов упрекнули художника в том, что он не проконсультировался с ними, когда готовил своё выступление. Парр на это ответил, что обращение за разрешением могло ограничить зрителей в свободе интерпретаций, а он бы этого не хотел.

У художника нашлись и единомышленники. Они приветствовали артиста флагами тасманских аборигенов.

Австралийские художники — настоящие мастера необычных перфомансов. Пару лет назад группа приверженцев современного искусства создала серию секс-игрушек из растений и цветов, чтобы показать окружающим, как нужно любить природу. Свою «Экосексуальную прогулку» они устроили в королевском саду в Мельбурне.

Голливудский актёр Шайа Лабаф ограничил свой 24-часовой перфоманс пространством одного лифта Оксфордского университета, где устроил настоящий клуб дебатов. Студенты выстраивались в очередь, чтобы прокатиться со звездой, а кое-кто даже получил от него по лицу.