В Калужской области на Масленицу сожгли тридцатиметровое готическое строение, сложенное из деревянных веток художником Николаем Полисским. Многие увидели в сожжённом объекте очертания католического костёла и задались вопросом: не попадает ли состоявшийся перформанс «Пламенеющая готика» под статью об оскорблении чувств верующих? На критику ответил сам создатель преданной огню «церкви».
17 февраля в ходе масленичного перформанса «Пламенеющая готика» вблизи деревни Никола-Ленивец в Калужской области был сожжён тридцатиметровый арт-объект, сложенный из веток.
В сожжении строения, очертаниями напоминающего католический костёл, многие увидели религиозную неприязнь. Пользователи соцсетей комментировали, что организаторы мероприятия сознательно пошли на провокацию.
Так это ж явное оскорбление чувств верующих, разве нет?
Burning Man, который мы заслужили.
Православненько! А это не оскорбление чувств верующих?
Некоторые добавляли: если бы сожжённое в Никола-Ленивце здание напоминало мечеть или православную церковь, реакция была бы куда более жёсткой.
Оскорбили чувства католических верующих ⛪️ Если бы православную церквушку с куполами-луковицами сделали из веток и так сожгли, уже бы уголовные дела шили за оскорбление чувств.
Нет, ну головой тоже надо было думать-то. Даже меня, матёрого атеиста, передёрнуло. А мечеть вам не взбрело в голову сделать? В живых бы уже не было. Вот ведь художники ) Но красиво.
А как же оскорбление чувств верующих? Или эта статья только для православных? Вот шуму было бы, если бы католики сделали Васильевский собор и сожгли его прилюдно!
Куда безопаснее (но не менее зрелищно) было бы сжечь шар из сорока тысяч спичек, но что сделано, то сделано.
В защиту перформанса выступил создатель сожжённого объекта и художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский. В своём посте в фейсбуке он настаивает, что построенное здание не имело никакой религиозной символики и готический стиль часто использовался для светских сооружений — какое, утверждает художник, и должна была напоминать постройка.
На Масленицу 2018 года мы решили использовать архитектурный стиль «Пламенеющая готика» для создания огненной скульптуры. Этот стиль был использован не только в создании готических культовых сооружений, но и в архитектуре светских зданий: замков, университетов, судов. Ничего культового в моём арт-объекте не было, естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костёр, который выстроен в стиле готического здания.
Пламенеющая готика (или Flamboyant), о которой говорит Полисский, — название течения в готической архитектуре, популярное во Франции, Испании и Португалии в 15 веке. Среди самых известных зданий пламенеющей готики — Миланский собор и собор Святого Николая в швейцарском Фрибуре. Здания, принадлежащие стилю, отличают похожие на огненные языки очертания наружных элементов и удлинённая форма фронтонов и арок, придающая строению «пламенные» очертания.
В своём посте художник заверил, что не вкладывал в свою работу никакого религиозного смысла.
Обращаюсь ко всем, для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма — это чересчур.
Масленица в Никола-Ленивце. Готика, язычество и постмодерн.
Полисский добавил, что готов пойти на диалог с представителями католической и православной церквей и, если они обнаружат в его проекте что-либо кощунственное, приложит усилия, чтобы «предать проект забвению, насколько это возможно в современном мире». Кроме того, художник принёс извинения всем, кого невольно обидел перформансом.
Многие встали на защиту Полисского.
Заглянула в твиттер, узнала, что слишком многие взрослые и образованные люди ни разу не слышали выражение «пламенеющая готика», закрываю твиттер.
Задачка на айкью. Если деревянный объект, напоминающий о готической архитектуре, сожжённый в Никола-Ленивце, — это «костёл», то не сожгли ли в десяти тысячах других мест по всей России настоящих женщин, только прикидывавшихся чучелами?
Невероятно красивый проект!
А насчёт реакции некоторых людей, то и сжигать чучело женщины — кощунство в таком случае))
По поводу сожжения костёла из веток. Это было в специальном месте — Никола-Ленивце. Полисский — гениальный художник. Проект называется «Пламенеющая готика». Сделан ( в частности) в ЧЕСТЬ готической культуры. Если вы этого не видите, значит, глаз у вас нет.
Тем временем ТАСС рассказал, что уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Земельников не нашёл в масленичном перформансе следов экстремизма.
Я думаю, тут не было злого умысла изначально. Мне никакие жалобы на акцию не поступали. Экстремизма я здесь не вижу, но в следующий раз организаторам подобных акций надо крепко подумать. Возможно, стоило бы этого избежать.
Зато претензии к проведённому мероприятию высказала РПЦ. В эфире радиостанции «Говорит Москва» зампредседатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил:
Надо проверять, кто это сделал и зачем. Разумеется, никакого посыла адекватного это не может нести, на мой взгляд. Сжигание храма, особенно христианского храма, который так или иначе символизирует христианство, конечно, вызывает очень большие вопросы.
В прошлом году в Никола-Ленивце состоялось похожее мероприятие. Правда, в 2017-м здесь на Масленицу сожгли не готическое строение, а двадцатиметровую деревянную пирамиду.
В конце прошлого года бурное обсуждение вызвали действия российского фотографа, который ради удачных кадров сжёг заброшенную деревню. А вот для этого художника его искусство «на грани» вышло боком. Он приковал себя к мраморной глыбе, но так и не смог освободиться за 18 дней. Пришлось помогать и применять циркулярку.