«Мы подогрели стеклом админов». На YouTube показали рекламу магазина наркотиков, на которую не пожаловаться
Пользователи YouTube рассказывают, что перед роликами им начали показывать настоящую рекламу магазина наркотиков из даркнета, куда можно попасть только через Tor и другие анонимайзеры. Увидевшие видео гадают, наглость это или спецоперация властей. Но кто бы ни залил видео, оказалось, что на него нельзя пожаловаться модераторам: форма жалоб на YouTube не предназначена для тех, кто хочет пожаловаться на пропаганду наркотиков.
«Как такое пропустил гугл?»
Пользователи соцсетей обратили внимание на ролик, который показывается в качестве рекламы перед некоторыми видео на YouTube и рассказывает о пользе синтетических наркотиков, попытках властей их запретить и способах обойти установленные законами запреты. Видео похоже на рекламу онлайн-площадки Hydra Onion (Hydra), занимающейся организацией продаж наркотических веществ — её название упоминается в ролике, а в описании к нему указана ссылка на площадку.
В видеозаписи на основе псевдонаучных данных и реальных исторических событий рассказывается история создания некоторых видов наркотических веществ, а также о борьбе властей с ними. Ролик выполнен в стилистике хронологии, охватывающей период с 1856 года по настоящее время. Каждое событие в нём связано с какой-либо исторической датой (год создания LSD, MDMA, «психоделическая революция»), а последним важным событием в «войне за свободу человека» авторы считают создание своего сайта в 2015 году.
При этом в ролике допущена масса фактологических неточностей и переиначивание высказываний его героев. Так, в основе своего тезиса о том, что человек несовершенен, авторы упоминают Чарльза Дарвина, якобы заявившего о том, что человек произошёл от обезьяны, хотя он лишь утверждал, что у обезьяны и человека должен иметься общий предок.
Также авторы ролика ставят в основу тезиса о необходимости употребления наркотиков учение советского учёного В. И. Вернадского о ноосфере, указывая, что сегодня человек не может угнаться за технологическим прогрессом без своеобразного допинга для сознания. Идеи Вернадского не раз подвергались критике со стороны учёных, а учение о ноосфере до сих пор не прижилось в научных кругах из-за своей утопичности. Что гораздо важнее, Вернадский в своём учении чаще всего упоминал в качестве «сознания» сознание общественное, а не отдельного человека.
В конце ролика зрителям рассказывают о преимуществах платформы, анонимности пользователей, удобстве, связанном с использованием Hydra, а также о том, что с появлением сервиса «государство более не сможет сдерживать наступление нового уровня в духовном развитии человечества», сопровождая это картинкой с закрытым борделем, после чего указывают ссылку на сайт в сегменте даркнета.
Для некоторых пользователей подобная реклама оказалась странным сюрпризом: видео снято с расчётом на проживающих в РФ пользователей, при том что пропаганда наркотиков в России незаконна. Ролик был загружен на YouTube 15 июля и удалён только днём 17 июля после шума в соцсетях. К тому моменту его просмотрели почти 43 тысячи человек.
При этом видеозапись не скрывалась безопасным режимом YouTube, якобы защищающим пользователей от нежелательного контента, а при его просмотре не высвечивалось сообщение о материалах, которые могут показаться кому-то недопустимыми.
Ещё большим удивлением для комментаторов стало то, что владельцы разместившего ролик аккаунта, который назван по имени магазина, открыто обсуждали в комментариях содержание видео и вели диалоги с пользователями по подобию сотрудников техподдержки или SMM.
Некоторые заподозрили, что создатели Hydra связаны с начавшимися недавно сбоями в работе одного из главных конкурентов сайта — площадки Russian Anonymous Marketplace (RAMP). Пользователи RAMP в последнее время жалуются на недоступность магазина и связывают это с вниманием журналистов. Но комментаторы предположили, что площадка Hydra может быть связана с тем, что RAMP не работает.
Владельцы аккаунта также писали возмутившимся пользователям YouTube, что они сами виноваты в том, что увидели ролик. По их версии, они либо искали в интернете информацию о наркотиках и попали в выборку потенциальной аудитории, либо смотрели шоу «+100500». К последнему у них какие-то отдельные претензии.
Также они указали, что аудитория для показа ролика определяется при помощи Google AdSense. И даже если его увидела ваша маленькая сестра, вы сами в этом виноваты.
Привет товарищу майору
Много вопросов у комментаторов вызвало то, что ролик прошёл модерацию сервиса. Менеджер рэпера Хаски Андрей Орехов пишет, что видео может быть не рекламой магазина, а провокацией, которая может стать основой для блокировки YouTube. Его авторами он считает компанию My Duck’s Vision — её связывают с некоторыми другими вирусными роликами, лоббировавшими интересы власти.
Орехов был не единственным, кто усомнился в мотивах создателей ролика: комментаторы посчитали, что за Hydra могут стоять силовики, а запись выглядит как попытка заманить в ловушку незадачливых покупателей.
Владельцы аккаунта (в шутку или нет) объяснили наличие ролика на YouTube тем, что они подкупили модераторов, а также заявляли, что видео служит своеобразной благой цели: увидев его, люди начнут покупать наркотики в «безопасном и удобном месте», которым, по мнению владельцев аккаунта, является площадка.
Ролик распространялся не только через YouTube, но и во «ВКонтакте», причём в российской соцсети он прошёл полноценную модерацию, получив отметку «взрослого контента» — видео попадало в результаты поиска только при включённом фильтре «без ограничений».
Беспокойство некоторых пользователей, заподозривших создателей записи в тайном умысле, вполне объяснимо: редактор Medialeaks прошёл по ссылке в видео и попытался завести себе аккаунт на Hydra. Как выяснилось, сайт допускает, что личными данными пользователей могут воспользоваться посторонние, и никак не предотвращает это — процедура регистрации производится на незащищённой странице, и об этом упоминает даже сам браузер Tor.
«Вместо одного аккаунта «вырастут» три новых»
Примечательно, что пользователи YouTube не могли пожаловаться на этот ролик, используя соответствующие формы на сайте. Среди несоответствий, на которые могут жаловаться пользователи сервиса, есть спам и нарушение авторских прав, но нет возможности пожаловаться на пропаганду наркотиков. На страничке техподдержки предлагают пользоваться именно этой формой для отправки жалоб, альтернативной сервис не предлагает.
Представитель пресс-службы Google Светлана Анурова в разговоре с Medialeaks ограничилась упоминанием стандартной формы для жалоб на ролики, несмотря на замечание автора статьи о том, что эту форму невозможно использовать корректно в случаях с роликами о наркотических веществах.
Представители «ВКонтакте» на запрос не ответили.
Около 18:00 17 июля аккаунт Hydra Onion был удалён с YouTube, однако, как писали его владельцы, для них это не станет препятствием — перефразировав известное изречение о мифическом существе, они заявили, что «вместо одного заблокированного аккаунта «вырастут» три новых». Они уже есть — сразу два аккаунта с таким же названием были зарегистрированы в YouTube 6 июня 2017 года. А аналогичный ролик с рекламой сервиса был размещён на сервисе ещё весной. Ранее его выкладывали на анонимных страничках, и многие не знали о видео, потому что его не показывали на правах рекламы перед другими публикациями.
Несколько месяцев назад площадку Hydra (случайно или нет) прорекламировали российские правоохранители — омские полицейские выложили в соцсети скриншоты спам-сообщений от представителей сайта. Рекламой это посчитали комментаторы. Дело в том, что полицейские не замазали на скриншотах адреса площадки, способствующей распространению запрещённых веществ, и применяя эти данные, услугами сервиса мог воспользоваться любой желающий.