Журналисты петербургского сайта «Бумага» обнаружили у себя в городе магазины, торгующие сувенирами, попасть в которые могут только туристы из Китая. Здесь в основном продают янтарь по космическим ценам. Гиды для повышения продаж выдумывают для клиентов фантастические истории о янтарном Петербурге, а эксперты говорят, что в таких магазинах покупателей могут обманывать.
Статья в «Бумаге» рассказывает о трёх конкретных сувенирных магазинах, где торгуют сувенирами для туристов и куда невозможно попасть, если ты не китаец из организованной группы. Журналисты пытались войти, но двери не открывались либо охрана отказывала во входе, ссылаясь на технические проблемы.
Корреспонденты проследили за тем, кто ходит в магазины, опросили соседей, заправщиков и выяснили, что через магазины по указанным адресам проходят пассажиры нескольких автобусов, китайцы в сопровождении гидов.
Гиды-переводчики, работающие в индустрии, рассказали, что подобная схема распространена не только в Петербурге. Для китайцев специально открывают магазины, завозят организованно. Это неудивительно, потому что в 2016 году в Петербурге организованно приехали 760 тысяч китайцев — это самая многочисленная национальная категория туристов. Потратили они больше 3 миллиардов рублей.
Юрист международной компании Артемий Иванюшин считает, что такие магазины находятся в «серой зоне»: их деятельность «прямо не запрещена, но и не вполне законна».
Договор розничной купли-продажи, который заключается между продавцом и потребителем, является публичным. В его заключении нельзя отказать, и его условия должны быть одинаковы для всех, к кому обращена публичная оферта. Однако если потребитель не видит прилавок, товары и вывески, то вроде бы ему и не адресована публичная оферта, на основании которой он может требовать заключение договора.
Торговля в закрытых клубах — это допустимо, но если стать участником такого клуба или тура может только гражданин Китая, это дискриминационное условие.
В магазинах продаётся в основном янтарь. Как выяснили журналисты у инсайдеров рынка и охранников, цены в магазинах сильно завышены. Дело в том, что для китайцев янтарь представляет собой большую ценность не только как полудрагоценный камень, но и как часть культурного кода.
Поэтому магазины не чураются мошенничества. В одном из упомянутых магазинов в 2016 году нашли необработанный янтарь неизвестного происхождения, было возбуждено, а затем прекращено дело. По словам генерального директора компании Luna Travel Константина Яхонтова, некоторые туристы жаловались на то, что их обманывали с качеством, продавали контрафакт.
Кроме того, некоторые гиды рассказывают небылицы о российской истории, чтобы сбыть побольше янтаря, сообщает председатель Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева.
Такие турлидеры не стесняются даже искажать историю в своих целях. Так, с их слов, Петербург неразрывно связан с янтарём: они утверждают, что он здесь производится, что здесь за янтарные комнаты сражались императоры. Это нечто наподобие методики НЛП: они постоянно рассказывают о янтаре, чтобы вскоре его продать.
Вообще многие считают, что китайцев не так трудно облапошить, потому что они легковерны, да и вообще часто совершают странные поступки. У нас недавно была новость про гражданина КНР, который отправил покупателю вазу возрастом 3 тысячи лет и стоимостью почти миллион долларов обычной курьерской доставкой. Сами понимаете, что покупатель получил вместо вазы какой-то мусор в коробке.
Или вот история про человека, который поехал домой на велосипеде и только через 500 километров (!) понял, что едет в противоположную сторону. Китай большой, народу там много, продать можно что угодно, а остальные покупатели особо и не нужны. Какой с них толк.