Средства из Фонда национального благосостояния, которые были перечислены структурам ОАО «РЖД» для строительства на Байкало-Амурской магистрали, были не потрачены по назначению, а большей частью положены в банк под проценты, свидетельствует доклад Счётной палаты.
О том, что деньги, выделенные на строительство и модернизацию железной дороги из ФНБ, не были потрачены, рассказали аудиторы, которые проверяли деятельность РЖД в 2015 году. Результаты проверки опубликованы на сайте Счётной палаты.
Согласно докладу, в марте 2015 года РЖД получила 50 миллиардов рублей на починку и достройку БАМа и Транссиба. За девять месяцев прошлого года потратить удалось только 3,7 миллиарда, то есть 7% от выделенной суммы. Остальные деньги так и остались лежать на счету РЖД в банке ВТБ. На остаток банк начислил проценты: 4,2 миллиарда рублей.
«Полученные проценты учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности», — сказано в докладе.
При этом часть запланированного строительства в Сибири даже не началась. Причина — отсутствие утверждённой проектно-сметной документации. Договоры с подрядчиками компания заключила только на 73 из 88 объектов, но на 30 объектах при этом не было сделано вообще ничего. Ещё на девяти объектах какие-то работы начались, но без документов.
В декабре РЖД спохватилась и переписала планы. Теперь объём финансирования из средств ФНБ в 2015 году должен был бы составить всего 8,9 миллиардов рублей. Но в реальности-то 50 миллиардов уже были получены. Кроме того, компания нарушила правила проведения конкурсов на закупки товаров и услуг.
Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова раскритиковала РЖД:
«Финансирование проекта за счёт средств ФНБ не повлияло на сроки реализации проекта. Выделенные средства не поддержали соответствующие отрасли экономики. Таким образом, выделение в 2015 году в рамках Антикризисного плана средств ФНБ в сумме 50 миллиардов рублей на финансирование проекта не обосновано».
Счётная палата направит по результатам проверки письма по инстанциям: в саму РЖД, в Минтранс и в ФАС. О прокуратуре пока речь не идёт.