Пока одни пользователи сети спорят о результатах баттла Мирона и Гнойного, другие пытаются понять, почему новости об этом событии стали обсуждаемыми даже на федеральных каналах, — десять лет назад сложно было представить, что «Вести» и НТВ будут рассказывать о состязании рифм андеграундных исполнителей. Medialeaks побеседовал с музыкантами и дистрибьюторами музыки о том, чем же стал рэп для современного россиянина — очередным хайпом, голосом поколения или простым способом самовыражения — и почему он вообще в последнее время так популярен.
Большинство новостей, в которых упоминается русский рэп, связаны с очередным хайпом, но сам возникший в последние годы ажиотаж вокруг этой субкультуры уже нельзя называть быстротечным явлением. С каждым годом рэп и хип-хоп в России становятся всё более обсуждаемыми и упоминаемыми музыкальными стилями. И музыкальные исполнители разных жанров, продюсеры и критики не видят в этом ничего необычного — сегодняшняя популярность рэпа и хип-хопа легко объясняется простыми причинами.
Рэп как голос поколения
Для многих слушателей и некоторых исполнителей музыка — лишь элемент досуга. Другие авторы песен закладывают в тексты истории и размышления о личной жизни. Третьи идут дальше и создают песни, которые помнят не за мелодии, а за смысл текста, заложенные в нём идеи и образы. К примеру, многие помнят культовую песню «Гражданской Обороны» «Всё идёт по плану» или строчки про «вечную весну в одиночной камере» и победивший «пластмассовый мир», но вряд ли могут сказать что-то определённое о музыкальном ряде в этих песнях.
Вращающиеся в культуре современного рэпа люди признают, что вчерашние «дворовые» исполнители могли стать популярными из-за того, что стали затрагивать в текстах общие социальные проблемы, сохранив при этом остроту текстов. В некоторых случаях по смыслу текстов и обсуждению протестных идей в песнях русский рэп стал похож на панк-рок, критиковавший в своё время власть имущих. По мнению одного из модераторов сети сообществ E:\music, распространяющих музыку различных стилей во «ВКонтакте», современный рэп можно называть новым видом панка.
Но происходит это не всегда: как и любой другой жанр, хип-хоп может быть «попсовым». Особенно если взять в пример самые раскрученные треки, восторг от которых пытаются выражать персоны уровня Ивана Урганта и звёзд российской эстрады.
В вопросе о важности текстов с Андреем соглашаются и сами андеграундные рэперы — вокалист групп «Он Юн» и «Щенки» Максим Тесли в разговоре с Medialeaks признал, что российские слушатели ценят рэп за текстовую составляющую. Но, по его мнению, рэп, о котором говорят массы, вряд ли можно назвать протестным — настоящие идеи находятся гораздо глубже в андеграунде.
Панк-рокеры также считают, что рэп в какой-то момент «эволюционировал» — по мнению вокалиста панк-рок-группы «Тени свободы» Ивана Глобина, современный рэп изменился вместе с обществом и это повлияло даже на отношения панков и рэперов, которых раньше часто считали субкультурными движениями, несовместимыми друг с другом.
Доступный способ самовыражения
Другой причиной возникшей в последнее время популярности рэпа некоторые считают его доступность для исполнителя — в современном мире технологий и соцсетей возможность набросать собственные биты и семплы есть у каждого пользователя ПК, и для этого ему может даже не требоваться дополнительное оборудование. Подобная доступность и простота в создании треков даёт им фору в актуальности: за время, которое музыканты «старой школы» тратят на запись и сведение одной песни в студии, одиночка-рэпер может выпустить сразу несколько треков, соответствующих новостной повестке.
В хип-хоп-тусовке с панк-рокером согласны — но только по поводу простоты создания треков, а не их распространения. Если говорить о популяризации рэпа, можно сравнить его с фотографией, которая стала по-настоящему популярной лишь тогда, когда снимки могли делать и проявлять далёкие от фотоискусства люди. Подобное в своё время произошло и с панк-роком. Он был прост в исполнении и привлёк множество исполнителей, для которых заложенная в тексты песен идея была важнее мастерства обращения с музыкальными инструментами. Но это в прошлом.
Современного слушателя не удивить текстами — ему нужно качество.
Хайп, хайп, хайп. Рэперы, блогеры, хейтеры
Одним из наиболее упоминаемых событий в современном русском рэпе стали версус-баттлы. Ролики с ними собирают десятки миллионов просмотров, а чтобы не наткнуться на новости о хайпе вокруг баттла между Оксимироном и Гнойным, нужно было буквально уезжать в глухой лес без средств связи (в том числе и телефона). И это не самое популярное видео в серии: баттл Окси и Джоннибоя в 2015 году за сутки посмотрели более 7 миллионов человек, а всего ролик собрал более 38 миллионов просмотров.
Время от времени в версусах принимают участие и различные популярные блогеры, что некоторые могли бы расценить как попытку создателей баттлов привлечь стороннюю аудиторию. Однако в тусовке считают, что выигрывают от таких коллабораций только блогеры.
Обсуждаемости рэпу, как ни странно, придают и его хейтеры. Некоторые пользователи соцсетей бурно реагируют на увиденные посты с упоминанием рэпа и хип-хопа, считая своим долгом в очередной раз написать, что они думают о музыке, которую не слушают.
Но в последнее время хейтеры сдают свои позиции. Исследователи из США подсчитали, сколько и какую музыку слушают в Штатах, и выяснили, что хип-хоп стал самым популярным музыкальным жанром в стране. Его слушает четверть жителей Америки, в то время как рок, который ранее занимал первую строчку в списке, сейчас слушают около 23 % американцев, а поп-музыку предпочитают лишь 13,4 % слушателей.
Подобные тенденции заметны и в России, считают в тусовке, — пользователи сети стали с меньшим пренебрежением относиться к незнакомой для них музыке, связанной с рэпом.
Сообщество пытается развивать культуру хип-хопа в России, устраивая музыкальные фестивали, в которых принимают участие андеграундные исполнители. Даже если их имена ни о чём не говорят многим сегодня, модераторы сообщества верят, что ситуация изменится уже в ближайшем будущем и русский рэп станет популярным стилем.
А всех любителей и ненавистников русского рэпа ждёт одно и то же будущее — мы через это уже проходили.