Художник собрал в одной картине персонажей известных полотен. Получилась пятница в Питере. Найди в ней себя!
Художник из Петербурга Андрей Сикорский затеял постмодернистский проект: помещать персонажей из одних известных картин в другие. Итогом стала работа «Полуночники», где на полотне Эдварда Хоппера собрались десятки героев Петрова-Водкина, Микеланджело и Пикассо. Пейзаж получился знакомый любому, кто ездил отдыхать на выходные в Питер.
Самая знаменитая работа петербургского художника Андрея Сикорского для широкой публики — анимационный сериал «Три кота», созданный им совместно с режиссёром Дмитрием Высоцким. Но вообще Сикорский рисует не только мультфильмы, но и картины — и очень неравнодушен к котам. Вот, например, одна из его работ с выставки «Коты известных художников».
На днях Андрей Сикорский опубликовал в фейсбуке постмодернистский коллаж под названием «Полуночники». В его основе — одноимённая картина Эдварда Хоппера. Вот она:
На коллаже Сикорского вместо пустой улицы и полупустого бара — десятки персонажей. И все они сошли с хорошо известных полотен великих художников.
Здесь и кричащий человек Эвдарда Мунка, и несколько персонажей Пикассо, и таитянка Гогена, и купчиха Кустодиева. Рядом с тройкой Перова истекает кровью раненый комиссар Петрова-Водкина, а мать и дитя того же художника делят подоконник с Адамом кисти Микеланджело. Тут есть герои Ван Гога, Магритта, Модильяни, Гранта Вуда — всех не перечислить.
В результате пустынный город Хоппера ожил и обернулся настоящим паноптикумом петербургской ночи. Выглядит происходящее на картине как пятница на улицах Рубинштейна, Некрасова или Думской.
Medialeaks поговорил с Андреем Сикорским, и он согласился с такой рецензией.
Мне нравится эта ассоциация с петербургскими барами в пятницу, потому что примерно про это всё и было. Не про какой-то конкретный бар, а про жизнь вообще. Вот сейчас, когда вы спросили, я сразу подумал про Думскую улицу.
«Полуночники» проходит как работа № 53 в целой серии Сикорского под названием «Постмодернистский Проект Подмена» (ППП).
Смысл в том, чтобы вставлять персонажей из одних картин в другие, создавая неожиданный комический эффект. Например, берёшь картину Эдуарда Мане и вставляешь туда корявую бабу Матисса.
Выглядит это вот так:
На других коллажах вместо Венеры Ботичелли, которая рождается из пены, появляется Фёдор Шаляпин с картины Кустодиева.
Контраст бросается в глаза, когда в мир Микеланджело вторгается девушка с картины Шагала, и это сразу рождает несколько дополнительных смыслов.
Иногда сразу и не понять, поменялось ли что-то по сравнению с оригиналом, хотя между Петровым-Водкиным и Эдуардом Мане — пропасть.
Именно этого эффекта и добивается Сикорский: чтобы человек сначала испытал когнитивный диссонанс неясной природы.
Зритель видит знакомую композицию, чувствует, что что-то не так, но сразу не замечает подмены.
Всего таких работ в проекте ППП было 52. «Полуночники» стали закономерным итогом.
Я взял картину «Полуночники», собирался добавить персонажа, но потом посмотрел, что выходит, и добавил ещё и ещё.
Сколько всего персонажей на картинке, не помнит даже сам Андрей Сикорский. Каждый, кто бродил по петербургским улицам из бара в бар, может попытаться отыскать на ней себя или знакомых. А самые образованные могут попытаться сосчитать всех героев и назвать картины, из которых они взяты. Кидайте свои списки в комменты!
Эдвард Хоппер, Анри Матисс, Грант Вуд — удачные объекты для манипуляций такого рода. Иллюстратор из Нью-Йорка Юлия Пидлубняк тоже превратила их картины в нечто совершенно новое, просто убрав с полотен всех людей. В результате некоторые уютные городские пейзажи начинают дышать хтоническим ужасом.
Если вы интересуетесь нестандартными подходами к искусству, у нас есть для вас подборка работ советских художников, которые могут вас удивить. Вроде бы все её участники — официально признанные, обласканные властью реалисты. Но в их картинах далеко не всё так просто.