«Место встречи изменить нельзя», Высоцкий и необходимость цензуры. Чем запомнился режиссёр Станислав Говорухин

Артем Малобенский Артем Малобенский

Режиссёр Станислав Говорухин умер в санатории «Барвиха» Московской области после продолжительной болезни. За более чем пятьдесят лет работы в кино он успел принять участие в съёмках пяти десятков фильмов, снять «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», познакомить массовую аудиторию с Владимиром Высоцким и запомниться своими яркими политическими высказываниями.

Станислав Говорухин умер 14 июня 2018 года в санатории «Барвиха» после тяжёлой и продолжительной болезни. Точная причина его смерти пока неизвестна. Режиссёру было 82 года.

Кино

Родился Говорухин в небольшом и сейчас пассивно уходящем под землю городке Березники Свердловской области (сейчас — Пермский край). Двадцать два года спустя он окончил геологический факультет Казанского госуниверситета, успел немного поработать по профессии и там же — в Казани — начал приобщаться к кино на местной студии телевидения.

Переехав в Москву, Говорухин окончил режиссёрский факультет ВГИКа, а через год вышла его первая большая работа — фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли.

Говорухин стал одним из тех, кто открыл Высоцкого для широкой публики. Годы спустя Высоцкий сыграл у него опера Московского угрозыска Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя».

Сериалы вообще были говорухинским жанром. После «Места встречи» он снял великие «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «В поисках капитана Гранта».

Ещё одно произведение западной классики, экранизированное Говорухиным, — «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным, Татьяной Друбич и Александром Абдуловым.

Впрочем, своим главным фильмом Говорухин считал «Ворошиловского стрелка», снятого на рубеже веков.

Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей.

Последней работой Говорухина-режиссёра стал вышедший в 2015 году «Конец прекрасной эпохи», созданный по сборнику рассказов Сергея Довлатова «Компромисс». Фильм получил смешанные оценки критиков и зрителей.

Говорухин предпочитал выступать в качестве режиссёра или сценариста, но у него есть и два десятка актёрских ролей. Среди них Зосима Петрович в «Орле и решке» Георгия Данелии, Крымов в «Ассе» Сергея Соловьёва, комдив в собственном фильме «Благословите женщину».

Политика

С 1985 года Станислав Говорухин активно участвовал в политической деятельности. Он начал снимать документально-публицистические фильмы. Так, в 1990 году вышел фильм «Так жить нельзя», рассказывающий о кризисе в советском обществе, а в 1992-м — «Россия, которую мы потеряли» о жизни России до революции.

С 1993 года Говорухин избирался в Госдуму, а в 2000 году режиссёр даже участвовал в президентских выборах, набрав 0,44 процента. В 2011 году Говорухин стал членом партии «Единая Россия», а также возглавил предвыборный штаб Владимира Путина.

Уже в должности председателя Государственной Думы по культуре Говорухин запомнился несколькими неоднозначными и вызвавшими бурные обсуждения цитатами. Например, своим заявлением о том, что слово «россияне» отвратительно.

Когда была советская власть, мы всегда как-то ещё обходились благодаря этому прилагательному. Советская власть — советские люди, советский народ. Сейчас советской власти нет. Кто мы? Я не понимаю. Россияне? Само слово это отвратительно.

Режиссёр поддерживал действия российских властей в Крыму.

Двадцать лет я жил и работал в Одессе, на Одесской киностудии, и хорошо знаю, что такое украинский национализм. На себе неоднократно испытывал.

Также Говорухин выступал за необходимость цензурных ограничений в искусстве.

За 15 лет до нулевых годов уровень нравственности (в российском обществе) очень упал, а все ограничители оказались сняты благодаря тому, что государство не может вмешиваться (в творческий процесс). Оно и не вмешивается, и это тоже очень плохо. Я считаю, что нравственные ограничения — суть свободы в обществе.

При этом режиссёр отмечал, что сейчас в России, «нет даже намёка» на цензуру.

Коллеги о Говорухине

Российские режиссёры и актёры сходятся в том, что смерть Говорухина — это огромная потеря для кино.

Напарник Говорухина по фильму «Асса» Алексей Бугаев вспоминает, что тот был смелым режиссёром.

Он был глубоким человеком и цельной личностью. Кто-то на него сейчас пытается набрасывать какие-то левые расклады — тра-ля-ля, доверенное лицо, — всё это от полного непонимания его творческой эволюции. Ведь в 1960-е годы он был настолько «левым леваком», что нынешним и не снилось, нынешние леваки и не понимают — что это значит в те годы снимать Высоцкого в кино и делать всё так, как Говорухин делал.

Актёр Марат Башаров уверен, что таких, как Говорухин, больше не делают.

Ушла легенда, эпоха нашего кинематографа. Я с ним работал не над одной картиной, он меня приглашал. Он великий режиссер, великий человек, великий художник, великий мужчина, к сожалению, жалко, что таких нет больше. Я даю сто процентов, что больше таких не будет, к сожалению. Потому что это был великий человек. В первую очередь человек, а потом уже режиссёр, художник, актёр.

А режиссёр Алексей Учитель не знает ни одного человека, который бы говорил о Говорухине что-то плохое.

В нём были гармония и твёрдость, он заставлял себя уважать практически всех. Я не знаю человека, который бы сказал про него гадость.

Станислав Говорухин планировал принять участие в съёмках исторического сериала «Годунов». Сериал должен выйти в эфир в 2018 году, но кого там играл Говорухин и кто его заменит, неизвестно.