«Место встречи изменить нельзя», Высоцкий и необходимость цензуры. Чем запомнился режиссёр Станислав Говорухин
Режиссёр Станислав Говорухин умер в санатории «Барвиха» Московской области после продолжительной болезни. За более чем пятьдесят лет работы в кино он успел принять участие в съёмках пяти десятков фильмов, снять «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», познакомить массовую аудиторию с Владимиром Высоцким и запомниться своими яркими политическими высказываниями.
Станислав Говорухин умер 14 июня 2018 года в санатории «Барвиха» после тяжёлой и продолжительной болезни. Точная причина его смерти пока неизвестна. Режиссёру было 82 года.
Кино
Родился Говорухин в небольшом и сейчас пассивно уходящем под землю городке Березники Свердловской области (сейчас — Пермский край). Двадцать два года спустя он окончил геологический факультет Казанского госуниверситета, успел немного поработать по профессии и там же — в Казани — начал приобщаться к кино на местной студии телевидения.
Переехав в Москву, Говорухин окончил режиссёрский факультет ВГИКа, а через год вышла его первая большая работа — фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли.
Говорухин стал одним из тех, кто открыл Высоцкого для широкой публики. Годы спустя Высоцкий сыграл у него опера Московского угрозыска Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя».
Сериалы вообще были говорухинским жанром. После «Места встречи» он снял великие «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «В поисках капитана Гранта».
Ещё одно произведение западной классики, экранизированное Говорухиным, — «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным, Татьяной Друбич и Александром Абдуловым.
Впрочем, своим главным фильмом Говорухин считал «Ворошиловского стрелка», снятого на рубеже веков.
Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей.
Последней работой Говорухина-режиссёра стал вышедший в 2015 году «Конец прекрасной эпохи», созданный по сборнику рассказов Сергея Довлатова «Компромисс». Фильм получил смешанные оценки критиков и зрителей.
«Конец прекрасной эпохи» Говорухина — смотреть! Но как человек, снявший этот фильм, может лизать задницы кремлёвских жителей? Не понимаю….
Всё началось с того, что вчера на сеансе «Конец прекрасной эпохи» мы пили всякий раз, когда пили на экране…
Хорошее кино, короч.
Поделка г-на Говорухина «Конец прекрасной эпохи» плоха. Картинка хорошая, сценарий ужасен (Довлатов рыдает щас), актёры ужасно играют.
Говорухин предпочитал выступать в качестве режиссёра или сценариста, но у него есть и два десятка актёрских ролей. Среди них Зосима Петрович в «Орле и решке» Георгия Данелии, Крымов в «Ассе» Сергея Соловьёва, комдив в собственном фильме «Благословите женщину».
Политика
С 1985 года Станислав Говорухин активно участвовал в политической деятельности. Он начал снимать документально-публицистические фильмы. Так, в 1990 году вышел фильм «Так жить нельзя», рассказывающий о кризисе в советском обществе, а в 1992-м — «Россия, которую мы потеряли» о жизни России до революции.
С 1993 года Говорухин избирался в Госдуму, а в 2000 году режиссёр даже участвовал в президентских выборах, набрав 0,44 процента. В 2011 году Говорухин стал членом партии «Единая Россия», а также возглавил предвыборный штаб Владимира Путина.
Уже в должности председателя Государственной Думы по культуре Говорухин запомнился несколькими неоднозначными и вызвавшими бурные обсуждения цитатами. Например, своим заявлением о том, что слово «россияне» отвратительно.
Когда была советская власть, мы всегда как-то ещё обходились благодаря этому прилагательному. Советская власть — советские люди, советский народ. Сейчас советской власти нет. Кто мы? Я не понимаю. Россияне? Само слово это отвратительно.
Режиссёр поддерживал действия российских властей в Крыму.
Двадцать лет я жил и работал в Одессе, на Одесской киностудии, и хорошо знаю, что такое украинский национализм. На себе неоднократно испытывал.
Также Говорухин выступал за необходимость цензурных ограничений в искусстве.
За 15 лет до нулевых годов уровень нравственности (в российском обществе) очень упал, а все ограничители оказались сняты благодаря тому, что государство не может вмешиваться (в творческий процесс). Оно и не вмешивается, и это тоже очень плохо. Я считаю, что нравственные ограничения — суть свободы в обществе.
При этом режиссёр отмечал, что сейчас в России, «нет даже намёка» на цензуру.
Коллеги о Говорухине
Российские режиссёры и актёры сходятся в том, что смерть Говорухина — это огромная потеря для кино.
Напарник Говорухина по фильму «Асса» Алексей Бугаев вспоминает, что тот был смелым режиссёром.
Он был глубоким человеком и цельной личностью. Кто-то на него сейчас пытается набрасывать какие-то левые расклады — тра-ля-ля, доверенное лицо, — всё это от полного непонимания его творческой эволюции. Ведь в 1960-е годы он был настолько «левым леваком», что нынешним и не снилось, нынешние леваки и не понимают — что это значит в те годы снимать Высоцкого в кино и делать всё так, как Говорухин делал.
Актёр Марат Башаров уверен, что таких, как Говорухин, больше не делают.
Ушла легенда, эпоха нашего кинематографа. Я с ним работал не над одной картиной, он меня приглашал. Он великий режиссер, великий человек, великий художник, великий мужчина, к сожалению, жалко, что таких нет больше. Я даю сто процентов, что больше таких не будет, к сожалению. Потому что это был великий человек. В первую очередь человек, а потом уже режиссёр, художник, актёр.
А режиссёр Алексей Учитель не знает ни одного человека, который бы говорил о Говорухине что-то плохое.
В нём были гармония и твёрдость, он заставлял себя уважать практически всех. Я не знаю человека, который бы сказал про него гадость.
Станислав Говорухин планировал принять участие в съёмках исторического сериала «Годунов». Сериал должен выйти в эфир в 2018 году, но кого там играл Говорухин и кто его заменит, неизвестно.