Магазин раскритиковали за призыв есть китайцев вместо собак. Но сами критики тоже оказались немного расистами

Анатолий Арни Анатолий Арни

Немецкий онлайн-магазин обвинили в расизме из-за призывов «спасать собак и есть вместо них китайцев» на футболках. Китайцы — от простых пользователей интернета до представителей посольства в Германии — требуют убрать футболки из продажи и извиниться, и вообще заявили, что во всём виноваты японцы.

Немецкий магазин одежды Spreadshirt попал «под раздачу» из-за футболки с призывом, который посчитали расистским. Онлайн-ритейлер предлагает посетителям возможность самим придумать дизайн для футболки, заказать её печать и выложить свой дизайн на сайт в открытый доступ. Двое посетителей магазина восприняли идею «полностью собственного дизайна» буквально и создали футболки со слоганами «Спаси собаку, съешь китайца» и «Спаси акулу, съешь китайца». Однако некоторые китайцы не поняли суть призывов с зоозащитным посылом и обвинили магазин в расизме.

Представители магазина ответили отказом на критику и требования изъять футболки из продажи. Ритейлер пояснил, что дизайн футболок создают сами пользователи сайта (которых более 70 тысяч) и магазин не несёт ответственности за посыл и сообщения, которые могут быть изображены на футболках. Представители платформы понимают, что некоторые высказывания могут показаться кому-то оскорбительными, однако не собираются цензурировать чьи-либо идеи для футболок, выступая своего рода открытой площадкой для реализации идей.

Китайское посольство в Германии дважды попросило магазин убрать скандальные футболки из продажи, однако они до сих пор доступны для покупки. При этом на сайте по запросу «chinese» можно найти как футболки с более оскорбительными слоганами («No Dogs or Chinese Allowed» — «Собакам и китайцам вход запрещён»), так и с «положительными» надписями («I love China» — «Я люблю Китай», «This Guy is an Awesome Chinese» — «Этот парень — потрясный китаец»).

Комментаторы потребовали убрать футболки из продажи и извиниться перед теми, кого такие надписи могли оскорбить. Они предложили и свои слоганы.

Save ten cows eat a German — Спаси десять коров, съешь немца.

Save a Jew, eat a German — Спаси еврея, съешь немца.

Save a rat, eat a Kraut — Спаси крысу, съешь фрица.

А некоторые защитники китайцев вообще заявили, что магазин неправ — но не потому что продаёт футболки со спорным слоганом, а потому что указывает в нём жителей Китая, а стоило бы съесть его «соседей».

«Вы должны извиниться перед всеми гражданами Китая! Япония каждый год убивает множество акул, а Китай — нет. Мы не едим собак, и ваш дизайн — дерьмо!»

«Не, мы не едим акул. Проверьте, это японская фишка. А что касается собак, корейцы едят их больше, чем мы. Лично я вообще не ем собак, не так уж много людей в Китае едят их. Я читал, что Spreadshirt не считает такие футболки расизмом в сторону Китая, как насчёт сделать футболку: «Спаси свинью, съешь мусульманина?»

Зоозащитники из Humane Society International отмечают, что несмотря на стереотипы о традиции поедания собак в Китае, 69 % китайцев никогда не пробовали есть животных, а два года назад петиция с требованием запретить убийство псов ради традиции собрала в Китае 9 миллионов подписей. При этом зоозащитники указывают, что в Азии ежегодно убивают и поедают до 30 миллионов собак.

Отметим, что на сайте действительно размещены совершенно разные дизайны футболок, созданные пользователями, и многие из них могут показаться кому-нибудь оскорбительными — церкви, феминистам, сторонникам различных политических деятелей. Так что, возможно, то, чем питаются китайцы, японцы и корейцы, — не самая большая проблема производителя футболок в будущем.

Компания Zara ранее оскорбила покупательниц, посоветовав им любить свои формы и продемонстрировав в качестве примера моделей «без форм». А российских феминисток оскорбил прошедший фестиваль феминизма в Москве — борцам женского пола за права женщин показалось, что он недостаточно феминистский.