Через трещины в краске эксперты разглядели другое изображение и подпись, которой художник снабдил самую противоречивую картину 20-го века.
На международной конференции, посвященной столетию одного из самых известный и скандальных произведений искусства в истории, «Черному квадрату» Казимира Малевича, специалисты Третьяковской галереи выступили с докладом о результатах исследования, которое открыло ранее неизвестные факты о картине.
Во-первых, под слоем черной краски были обнаружены две другие картины. Следы других красок проступают через кракелюры, микроскопические трещины на поверхности. Теперь с помощью рентгена специалисты увидели очертания ранее нанесенных изображений.
«Было известно, что под изображением «Черного квадрата» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, – это протосупрематическая композиция», – рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник музея Екатерина Воронина.
Кроме того, ученые расшифровали авторскую подпись к картине. Для полной уверенности не хватает всего трех букв. Но, как считают в Третьяковке, сам художник первоначально назвал свою работу «Битва негров в темной пещере». Это отсылает зрителя к произведению другого художника — Альфонса Алле, который еще в 1882 году выставил полотно прямоугольной формы в раме, целиком закрашенное черной краской и подписанное «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Черный супрематический квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, создана в 1915 году и выходит в цикл так называемых супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. Картина, которая существует в нескольких версиях, задумывалась как часть триптиха, включавшего также «Черный круг» и «Черный крест».