После статьи в авторитетном автомобильном блоге Jalopnik двухместный снегоболотоход «Шерп» петербургского производства покорил все мировые СМИ, видеоролики о нём стали набирать миллионы просмотров за сутки, а на производителя этой скромной нишевой машины обрушились сотни заказов.
Первый прототип «Шерпа» появился ещё в 2012 году. Конструктор вездехода Алексей Гарагашьян рассказал VC.ru, что, когда он выставил его на продажу, тут же нашёлся инвестор:
«Один из покупателей предложил делать вездеходы совместно. Мы обговорили условия и начали разрабатывать машину, которую можно было бы производить серийно и продавать».
Длина этой машины, которая своим обаянием напоминает роботов из «Звёздных войн», составляет 3,4 м, ширина — 2,5 м и высота — 2,3 м. Дорожный просвет — 60 см. Японский дизельный двигатель Kubota объёмом 1,5 л развивает мощность 44,3 л.с.
Максимальная скорость на суше — до 45 км/ч, а на воде — до 6 км/ч. При этом на первой передаче он может ехать в гору со скоростью до 15 км/ч и преодолевать вертикальные препятствия высотой до 0,7 метров. Машина прекрасно чувствует себя на болоте, в снегу, на льду и даже в воде: выталкивающая сила вращающихся колёс так велика, что вездеход уверенно плывёт и не набирает воду даже с открытыми дверями.
«Мы побывали там, где ещё ни разу не была нога человека на Земле. Мы видели самые дальние уголки Тундры и Тайги, горы Кольского и болота Югры и не нашли мест, которых не смогли бы преодолеть на этом вездеходе», — пишут создатели на сайте «Шерпа».
При этом в минимальной комплектации машина стоит 3,85 миллиона рублей, то есть около $50 тысяч. А если снабдить её генератором, дополнительным светом и другими возможными опциями, цена доходит до $100 тысяч.
Собирается она пока в арендованном цеху, силами Гарагашьяна и ещё нескольких человек. И до этой недели счёт заказам, которые приходили не только из России, но и из США, Канады и Швеции, шёл на десятки. Но всё изменилось буквально за пару дней. Конструктор и его партнёры — инвестор проекта Владимир Школьник и руководитель проекта Сергей Самохвалов, который отвечает за маркетинг, — проснулись знаменитыми.
Началось всё с публикации в блоге Jalopnik под заголовком «Русские делают лучший грузовик во Вселенной за $50 тысяч».
«Вы хотели бы отправиться куда угодно, куда вас понесёт нелёгкая? Русский вездеход «Шерп» на самонадувающихся шинах» доставит вам такое удовольствие».
Тему подхватило популярное издание о технологиях и интернете The Verge с заметкой «Какие-то русские построили идеальную машину для выживания во время Апокалипсиса».
«Когда-нибудь цивилизации придёт конец. Вооружённая этим знанием группа русских (которые, возможно, понимают больше других в том, какие опасности нас ждут после этого конца) построила «Шерп».
Далее — везде. Top Gear: «Видео: зацените великолепие двухместного вездехода «Шерп». Daily Mail: «Странный грузовик-минимонстр, который может проехать везде». Business Insider: «Сумасшедший вездеход «Шерп» — машина, сделанная русскими, с 4 гигантскими колёсами, которая ещё и плавает». Mashable: «Хотите переехать что угодно? Вам понадобится русский вездеход «Шерп»«. Hyperbeast: «Это русский вездеход за $50 тысяч, который перемещается по суше и по воде». Digital Trends: «Вездеход «Шерпа» — это игрушечный грузовичок, по которому вы сохли с детства, но взрослого размера».
Видеоролики, опубликованные на Facebook набирают миллионы просмотров. Самый популярный, в группе Future X, с 10 февраля уже набрал 3,2 миллиона просмотров. В паблике информагентства Sputnik у видео больше 1,7 миллиона просмотров.
По словам Владимира Школьника, внезапная популярность привела к тому, что в компанию поступают сотни заказов, за два дня их число почти достигло тысячи. Что с этим делать, не очень понятно: у цеха, где «Шерпы» собирают вручную, просто нет возможности увеличить производство. Пока что создатели вездехода думают над его будущим. А мы просто за них радуемся.