Полиция 20 лет не могла найти картину, а отыскали её рабочие. Неловко, но шедевр вообще не покидал галерею
Полиция больше 20 лет искала украденную картину Густава Климта, на которой изображён портрет женщины, но простые рабочие доказали, что копы работают не только хуже агентов ФБР. Ведь произведение искусства вовсе не покидало стен галереи, причём настолько в буквальном смысле, что сами сотрудники выставочного центра и стражи порядка удивляются, почему не наткнулись на него раньше.
В 1997 году полицейские итальянского города Пьяченца сообщили, что неизвестные украли картину австрийского художника Густава Климта, которая висела в галерее современного искусства Риччи Одди и называлась просто — «Портрет женщины». По заявлению правоохранителей, злоумышленники сорвали произведение искусства со стены и унесли. Кто это был и куда делся шедевр — оставалось загадкой на протяжении следующих 23 лет, пишет Daily Mail.
Полиция, занявшаяся расследованием кражи, считала, что похитители использовали удочку, чтобы снять картину со стены и вытащить через открытое окно в крыше галереи. Такое предположение стражи порядка сделали не на пустом месте — именно на крыше была найдена рама, но на след самого портрета напасть не удалось.
Годами о ней не было слышно ни от частных коллекционеров, ни от скупщиков краденного, ни на преступном рынке произведений искусств. Прожжённые криминальные воротилы часто используют шедевры в качестве залога при совершении незаконных сделок, однако и они молчали. Складывалось впечатление, что найти утраченный шедевр уже не удастся, но оказалось, что искали полицейские не там, где было нужно.
Ведь следовало смотреть не за пределами галереи, не внутри неё и даже не на территории. Нужно было искать на самой галерее, а точнее — на её внешних стенах. Неизвестно, смогли бы офицеры вообще когда-нибудь отыскать портрет, если бы в 2019 году руководство Риччи Одди не решило убрать со стены вьющийся плющ. Очищая кирпичи от него, рабочие обнаружили небольшой люк в стене, внутри которого в пластиковом мешке для мусора и лежало исчезнувшее сокровище.
Рабочие вызвали полицию, которая сразу же отрапортовала в СМИ об обнаружении шедевра и закрытии дела, забрав все лавры славы себе. Однако сотрудникам галереи сама находка и её идеальное состояние показались настолько невероятными, что они тут же захотели проверить её подлинность, чем сейчас и занимаются специалисты по искусству.
И такая подозрительность не случайна, ведь через полтора месяца после кражи в галерею сообщили, что обнаружили пропажу на границе с Францией, куда её намеревались вывести для беглого премьер-министра Италии Беттино Кракси. Но та версия картины оказалась подделкой. Однако нынешний директор галереи Риччи Одди уверен, что на этот раз «Портрет женщины» — подлинник, ведь на нём оригинальные печати из сургуча.
Это всё же не мешает некоторым искусствоведам поддаваться сомнениям. Среди них — Джонатан Папамаренг, глава отдела культуры городского совета Пьяченцы, который говорит, что после похищения всё здание галереи было тщательно обыскано и картину бы обязательно нашли, если бы она была там, где в итоге обнаружилась.
Состояние картины отличное. Но я думаю, странно полагать, что она была спрятана в стене рядом с землёй и растительностью в течение почти 23 лет.
Написанный в 1917 году «Портрет женщины» считается шедевром не только благодаря мастерству Климта, но и необычной истории, скрывающейся за созданием полотна. Всего за год до пропажи картины, в 1996 году, молодая студентка-искусствовед, пролистывая каталог с произведениями художника, поняла, что «Портрет женщины» написан поверх другой работы Климта, созданной в 1912 году и считавшейся утраченной. Позже эту догадку подтвердило рентгеновское исследование.
Сама же кража, по мнению полицейских, стала возможна благодаря неразберихе во время ремонта в галерее, из-за которого внимание к произведениям искусства было не очень строгим, а пропажу обнаружили только лишь через несколько дней. В таких условиях никто бы и не заметил, как полотно поднимается в воздух и исчезает в открытом окне. Однако полиция не исключает и другой версии: совершить кражу злоумышленники могли вполне открыто, ведь во время ремонта многие произведения искусства перемещались, и уверенные действия вора ни у кого бы не вызвали подозрений, совсем как в случае с кражей картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи.
Случайное обнаружение «Портрета женщины» стало не первым подобным случаем в истории искусства. Совсем недавно пожилая француженка решила отнести оценщикам старую картину, которая висела у неё над плитой на кухне, и стала обладательницей целого состояния, потому что это оказался считавшийся утраченным средневековый шедевр.