Темнокожая модель из «расистской» рекламы мыла встала на защиту Dove и объяснила, почему ролик не так поняли
Лола Огуниеми, снявшаяся в рекламе Dove, из-за которой компанию обвинили в расизме, ответила на претензии в колонке для издания The Guardian. Она объяснила, что фрагмент, где чернокожая девушка превращется в белую, вырван из контекста, а идея ролика была в другом: всем типам кожи нужен уход. Огуниеми вступилась за создателей рекламы, но признала, что извинения они принесли правильно: раз ролик поняли превратно, значит, он был ошибкой.
Скандал с якобы расистской рекламой мыла Dove, в которой чернокожая модель снимала футболку через голову и превращалась в белую девушку, получил продолжение. В защиту косметической компании высказалась сама модель, снявшаяся в ролике: американка нигерийского происхождения Лола Огуниеми. В колонке, опубликованной на сайте The Guardian, она объяснила, что производителя мыла просто не так поняли, а сами скриншоты с чернокожей и белой девушками были вырваны из контекста.
Всё началось с того, что профессиональная визажистка Наоми Блейк запостила в фейсбуке скриншот из рекламы Dove, сопроводив его недоумённым комментарием. Пост стал вирусным, набрав почти 11 тысяч шеров. В комментариях увиденное осудили тысячи людей.
«Пролистываю я ленту фейсбука и вижу вдруг такую рекламу Dove. Так, и что это я только что посмотрела?»
Многие сочли рекламу оскорбительной и расистской.
«Я не вижу разницы, Dove».
Косметическому бренду припомнили, что он и раньше попадался на сомнительной рекламе с похожими проблемами. Люди затеяли подписывать петиции, бойкотировать продукцию, в дело включились популярные блогеры, пресса. В итоге производитель Dove извинился, причём дважды, поскольку с первого раза извинения как-то не зашли (подробности здесь). А в среду вышла колонка Лолы Огуниеми, которая снялась в ролике. Модель встала на защиту своего работодателя, при том что с расизмом знакома не понаслышке.
С самых юных лет мне говорили: «Ты красивая… для темнокожей девочки». Я нигерийская женщина, родившаяся в Лондоне и выросшая в Атланте. И я очень хорошо знакома с общественным мнением, согласно которому темнокожие люди, особенно женщины, смотрелись бы лучше, если бы были светлее.
Поэтому для неё участие в рекламе, которая по замыслу должна была стать манифестом равенства людей всех рас, было большой радостью. Если бы она заподозрила что-то неладное, то никогда не стала бы сниматься в подобном ролике.
Однако кадры, которые вызвали общее негодование, были вырваны из контекста, считает Огуниеми.
В первом 13-секундном ролике для фейсбука были я, белая женщина и азиатская женщина, мы снимали топы и превращались друг в друга. Мне очень понравилось. Моим друзьям и родственникам тоже. Люди поздравляли меня с тем, что я в ролике шла первой по очереди, что я классно выглядела, что представляла собой Волшебную Красоту Чернокожих. Я гордилась собой.
Во втором ролике, который запустили на телевидении в США, уже было семь моделей с разными оттенками кожи, разных возрастов. В рекламе звучал вопрос: «Если бы на вашей коже были отметки о типе стирки, что бы на них было написано?»
И снова я была первой в ряду, у меня была отметка «20 % сухая, 80 % яркая». В конце ряда снова появлялась я. И снова всем понравилось. Мне показалось, что полная версия для телевидения лучше доносила месседж, чётко и ясно.
Так что чернокожая девушка, превращающаяся в белую с помощью мыла Dove, — это всего лишь кадры, вырванные из контекста. Смысл рекламы — прямо противоположный. Кожа бывает очень разной, и нам следует быть одинаково внимательным к каждому типу. Однако раз уж кто-то мог понять это неправильно, значит, извиниться действительно стоило.
Я согласна с ответом представителей Dove, которые извинились без всяких «но» за то, что кого-то оскорбили. Но они могли бы и защитить своё творческое видение и свой выбор — в том числе выбор меня на роль лица кампании. Я не молчаливая жертва неправильной рекламы. Я сильная, я красивая, и меня нельзя просто стереть.
Этим летом мы писали об одной американской бьюти-блогерше родом из Белоруссии, которую подвергли травле за крайне неудачную попытку организовать флешмоб в инстаграме. Виктория Шейпел (Шаповал) покрасила половину лица в коричневый цвет, вставила в один глаз тёмную линзу и назвала это «шоколадный челлендж». Она просто не знала о такой древней расистской практике как блэкфейс.
А до этого пользователи соцсетей обвинили в расизме создателей приложения FaceApp. Программа, меняя лицо человека с помощью одного из фильтров, сильно высветляла его, превращая темнокожих людей в абсолютно белых.