Компания Facebook заблокировала несколько сотен фейковых аккаунтов, предположительно, связанных с российским агентством Fazze. На страницах публиковались мемы с шимпанзе для распространения информации о вакцине AstraZeneca — якобы препараты от COVID-19 могут превратить людей в обезьян. Хотя кампания не была особо успешной, антиваксерам удалось посеять смуту и вызвать недоверие к западным средствам против коронавируса. Между тем западные СМИ пишут, что компания Fazze находила и иные способы саботировать вакцину от коронавируса.
В отчёте за июль 2021 года представители Facebook написали, что заблокировали 65 аккаунтов в соцсети и ещё 243 в инстаграме за публикацию мемов с шимпанзе. Казалось бы, чем руководству компании могли помешать смешные изображения? Только вот, как утверждают представили соцсети, за картинками скрывалась целая антипрививочная кампания, ведомая, по словам специалистов Facebook, маркетинговым агентством Fazze, входящим в состав российской компании AdNow.
На фейковых аккаунтах компания, согласно отчёту Facebook, создавала контент для аудитории из Индии, Латинской Америки и США, рассказывая (и показывая), как англо-шведская вакцина AstraZeneca якобы плохо влияет на здоровье людей. И вот совпадение: антиваксерские записи стали появляться в соцсети как раз в то время, когда в индийском правительстве обсуждали возможность экстренного использования вакцины AstraZeneca.
В качестве основного оружия против препаратов от COVID-19, как сообщает издание BBC, антипрививочники выбрали мемы. Утверждается, что пользователи соцсети использовали нехитрый психологический приём: брали кадры из фильма «Планета обезьян», персонажи которого якобы предлагали сделать вакцину, а изображение сопровождали словами о том, что сам автор не хотел бы повторения истории из картины. Видимо, именно так у читателей и формировалось представление, что препарат, разработанный на основе аденовируса шимпанзе, мог бы превратить в обезьяну того, кто его использует.
Уолтер, давай, иди сюда, не стесняйся! Вакцина AstraZeneca безопасна! Мы вчера сами сделали прививку… — написано на изображении.
На другом меме двое шимпанзе будто бы смотрят на пользователя, листавшего ленту, и одним своим видом показывают, как якобы может повлиять препарат на человека.
Окей, теперь твоя очередь привиться вакциной AstraZeneca.
Некоторые картинки выглядят достаточно агрессивно.
В попытках саботировать распространение вакцины в комментариях под различными постами, по сообщению специалистов Facebook, создавались диалоги с помощью фейковых аккаунтов. В них «собеседники» подвергали сомнению эффективность AstraZeneca из-за аденовируса шимпанзе.
— Ты думаешь, это [AstraZeneca] плохая вакцина?
— Они сделали её из гена шимпанзе. У неё множество побочных эффектов.
Несмотря на то что, по мнению корреспондента BBC, кампания не была особо успешна, её лидерам всё же удалось ввести в заблуждение некоторых пользователей Сети. Обеспокоенные люди начали обсуждать возможную небезопасность вакцин на платформах Reddit и Medium и выдвигать петиции на Change.org, призывая население быть осторожным с препаратами, ведь кто знает, о чём учёные могли умолчать. Ссылки на обращения прикреплялись к постам с мемами.
Мы хотим жить! Мы очень обеспокоены тем, что возможные манипуляции с данными, полученными во время клинических испытаний AstraZeneca, могут снизить доверие людей к вакцинам во всём мире.
Специалисты Facebook посчитали подобные действия со стороны подозрительных аккаунтов попыткой манипулировать людьми, создавая у тех ложные представления о COVID-19 и способах его лечения. Как сообщает издание BBC, любые аккаунты, связанные с Fazze, теперь заблокированы в соцсети.
Предполагаемая антипрививочная деятельность компании Fazze
По данным западных СМИ, делать мемы и с их помощью убеждать людей в ненадёжности и опасности вакцины — это не единственный ход, который предприняло агентство Fazze, проводя свою антиваксерскую кампанию в соцсетях.
В июле издание BBC сообщило, что компания предлагала деньги влиятельным ютуберам и инстаграм-блогерам, чтобы те рассказывали своим подписчикам, как опасны вакцины AstraZeneca и Pfizer.
Немецкий ютубер Мирко Дротчманн утверждает, что получил по электронной почте письмо от представителя агентства Fazze, которое не было похоже на обычное спонсорское предложение от брендов. По словам парня, отправитель спросил у Мирко, не хочет ли тот за плату продвинуть инсайдерскую информацию о высоком уровне смертности среди привившихся вакциной Pfizer. Блогер отказался от предложения. Как пишет BBC, подобные сообщения поступали и другим инфлюенсерам.
А вот парень из Таиланда нашёл иной способ бороться с распространением вакцины Sinovac. Как уже писал Medialeaks, инженер отредактировал статью в «Википедии», назвав главного вирусолога страны «продавцом вакцины», и попал за это под арест.
Жители Ленинградской области, наоборот, пытались привлечь к вакцинации с помощью народного творчества — люди спели частушки и позвали слушателей ставить прививку.