Историк нашёл 200-летний дневник фермера, а там — рассуждения о гомосексуальности. И они меняют историю

Юлия Удод Юлия Удод

Историк нашёл 200-летний дневник фермера, а там - рассуждения о гомосексуальности. И они меняют историю

Британский эксперт-историк нашёл в библиотеке Оксфордского университета дневник фермера 200-летней давности, а там (внезапно) — рассуждения про гомосексуальность. Но они настолько толерантные, что удивили и порадовали не только учёных, но и пользователей твиттера. Теперь в соцсетях мечтают познакомиться с либеральным рабочим, чтобы пожать ему руку.

Исследователь из Англии Имонн О’Киф занимался изучением роли военных музыкантов во время наполеоновских войн и пришёл в библиотеку Оксфордского университета, чтобы изучить справочную литературу, но наткнулся на книгу поинтереснее. Как пишет издание CNN, в руки учёному попал дневник английского фермера Мэтью Томлинсона из Западного Йоркшира, который делал записи в 1810 году. Отрывок, который привлёк внимание Имонна, касался размышлений о гомосексуальности.

Тогда влечение к людям своего пола называлось «гомосексуализмом», так как считалась заболеванием, которое относится к группе психосексуальных расстройств. ВОЗ исключил гомосексуальность из списка болезней только в 1990 году.

(без названия)

В фрагменте из найденного дневника фермер рассуждает о военно-морском хирурге, казнённом за содомию, — типичное наказание за «гомосексуализм» в XIX веке. Томлинсон написал, что наказывать людей таким образом за их природу, мягко говоря, несправедливо.

Мне кажется парадоксом, как мужчины, которые, без сомнения, мужчины, испытывают такую страсть. Но, в частности, если это их природа с детства (а это так, насколько мне известно) и не уходит в тот момент, когда происходит самоопределение, то это должно рассматриваться как нечто, данное природой, или дефект природы… Тогда жестоко наказывать такой дефект смертью.

Далее Мэтью пытался разобраться с вопросом о том, почему Бог создаёт людей, которых привлекает тот же пол, а затем диктует, что их следует наказывать.

Должно показаться странным, что Всемогущий Бог должен создать существо с такими природными качествами (или дефектом) и в то же время сделать указ, что если это существо будет следовать позывам своей природы, его нужно наказывать смертью.

Дело в том, что в 1810 году европейские сообщества были значительно более религиозными, чем в современном мире, а в Англии и Уэльсе содомия каралась смертной казнью вплоть до середины 19-го столетия. В 1861 году её заменили на тюремное заключение. Влечение к противоположному полу было декриминализировано только в 1967 году. По данным на 2020 год, порядка 70 стран до сих пор считают гомосексуальность незаконной.

Историки посчитали находку Имонна очень важной, поскольку она опровергла предположения о том, что гомосексуальность всегда единодушно считалась ненормальной и опасной.

«Это захватывающее открытие усложняет и обогащает наше понимание отношения к сексуальности, предполагая, что революционная концепция однополого влечения, как естественной человеческой тенденции, которую можно распознать в подростковом возрасте, обсуждалась в социальных кругах обычного йоркширского фермера. Хотя Томлинсон отражает мнение только одного человека, его формулировка намекает на то, что он слышал похожие суждения от других», — считает О’Киф.

Американский эксперт Риктор Нортон считает дневник удивительным свидетельством.

Странно, что в 1810 году можно было найти обычного случайного наблюдателя, который всерьёз рассматривал возможность того, что сексуальность является врождённой, и даже приводил аргументы в пользу декриминализации.

В соцсетях пользователи стали вспоминать другие примеры гомосексуальных личностей, которым приходилось скрывать свою природу, поскольку не все отличались такими либеральными взглядами, как английский фермер.

В целом комментарии пользователей твиттера были не менее жизнеутверждающими, чем истории. Люди обрадовались толерантности фермера и пожалели, что не могут пожать ему руку.

Но не всегда в изданиях из прошлого можно найти рассуждения, которые всех удовлетворят, так и пользовательница твиттера была немного шокирована, когда нашла иллюстрацию из журнала «Сексология» 1953 года. На ней была классификация лесбиянок и даже диаграмма, но такую типологию невозможно воспринимать серьёзно.

Отношение к ЛГБТ-персонам до сих пор нельзя назвать однозначным, и лучший пример этому — актриса Джамила Джамил. Девушке пришлось признаться поклонникам, что она — квир, но их реакция — та ещё бомба. Впрочем, их тоже можно понять, ведь предыстория у каминг-аута не совсем прозрачная.