Немецкие исследователи заявили, что эпоху селфи можно заканчивать — несмотря на обилие «себяшек» в соцсетях, люди стали признавать, что на самом деле им не нравятся такие фото в своей ленте.
Социологи из Мюнхена Сара Дифенбак и Лара Кристофоракос опубликовали статью в научном журнале Frontiers in Psychology, в которой попытались изучить феномен селфи и его нынешнее влияние на общество. Они описывают процесс популяризации «себяшек» и отмечают, что его пик приходился на 2014 год, когда, согласно отчётам Google, в мире ежедневно делали около 93 миллионов селфи только на телефоны с Android OS (компания Apple не предоставила подобные данные для исследования). Однако сейчас культура селфи начинает идти на спад.
Учёные провели опрос, в котором поинтересовались, как часто люди постят селфи, видят такие снимки и что о них думают. В анкетировании приняли участие 238 человек. 50 % опрошенных заявили, что делают селфи примерно раз в месяц, 27 % — несколько раз в неделю, а один из респондентов отметил, что делает селфи несколько раз в день.
Половина опрошенных отметила, что получает от кого-нибудь из своих знакомых «себяшку» как минимум раз в неделю и им этого достаточно, а 2 % респондентов пожаловались, что хотели бы видеть чужие селфи чаще. Однако почти все респонденты были не против самого факта того, что им присылают «себяшки». Таким образом, люди получают селфи в несколько раз чаще, чем сами делают подобные снимки.
При этом большинство респондентов расценило влияние селфи как негативное. Респонденты посчитали, что подобные снимки создают поверхностный и зачастую недостоверный образ автора. 90 % людей посчитали селфи знакомых за саморекламу, а 46 % признались, что делают собственные снимки с той же целью. При этом основная масса опрошенных заявила, что делает свои снимки с некой самоиронией, однако в чужих снимках иронию увидели только 13 % респондентов.
Учёные отметили, что поначалу селфи делались именно «для себя», в попытках взглянуть на себя со стороны, но с ростом популярности феномена цель таких фото изменилась — их стали делать именно на публику, с ожиданием отклика и готовностью его встретить. Снимки стали более постановочными, копировали культурные тенденции и перестали отражать суть автора, и такая «игра на публику» перестала восприниматься этой самой публикой. Это и приводит к парадоксу — людям нравится получать чужие селфи, но, как бы это ни было странно, не нравится на них смотреть.
Социологи указывают, что так как опрос проводился среди жителей Австрии, Германии и Швейцарии, в исследовании может наблюдаться некий евроцентричный уклон. Они отмечают, что жители других стран на данный момент более лояльны к культуре селфи и для получения данных по всему миру требуется дальнейшее изучение вопроса.