«Война – это уже само по себе плохо». Режиссёр «народного» фильма о ВОВ о том, как делает кино без помощи Минкульта
Несколько недель назад в СМИ появилась новость об актёрах из Германии, которых пригласили сыграть немецких солдат в российском фильме о ВОВ «321-я Сибирская», но не заплатили им, оскорбили и прогнали домой, припомнив настоящую Вторую мировую. Представители киностудии заявили, что актёры немного преувеличивают — вся ситуация произошла из-за банального недопонимания и неготовности немцев столкнуться с суровыми реалиями, в которых работает маленькая киностудия из Бурятии. Medialeaks пообщался с режиссёром уже нашумевшего фильма Солбоном Лыгденовым и узнал, как маленькие российские киностудии снимают картины на патриотические темы на свои деньги, пока в кинотеатрах крутят эпопеи вроде «Сталинграда».
Лыгденов пока что известен только по одной картине («Булаг»), но в своё время она наделала немало шума на Якутском Международном кинофестивале (где взяла главный приз) и получила один из главных призов всероссийского фестиваля «2morrow». С фильма о сельском интеллигенте-алкоголике, ввязавшемся в нелегальную добычу нефрита, Солбон переключился на Великую отечественную войну.
Режиссёр решил снять кино, в котором расскажет о том, как народы Забайкалья принимали участие в Сталинградской битве (в основе истории лежат реальные исторические события), но столкнулся с банальнейшей проблемой — нехваткой финансов. Но он точно уверен, что немцев должны играть немцы, а не российские статисты.
Одной из самых обсуждаемых новостей о фильме стала история с немецкими актёрами, которым не выплатили зарплату… А какие роли будут у немцев в фильме и как много экранного времени у них будет вообще?
Помимо наших героев – красноармейцев, командиров и политруков – есть целая линия немецких военных, в частности, немецкий взвод под командованием молодого обер-лейтенанта, и их сюжетная линия развивается параллельно линии наших бойцов и командиров. Таким образом мы показываем внутреннюю составляющую врага – достаточно сильного и серьёзного противника, противостоявшего нашим бойцам, простым сибирякам, которые только вчера мирно трудились во славу новой страны. Экранного времени у немецких актёров много, и задачи стоят серьёзные. А то, что не заплатили им вовремя, – да, есть такое. Трудности бывают, а особенно финансовые, проблемы такого рода существуют везде. Но, тем не менее, мы прилагаем все усилия, чтобы исправить эту ситуацию и выплатить актёрам их гонорар согласно договорённости.
С какими проблемами сталкиваетесь как режиссёр (помимо отсутствия бюджета)?
Создавая с нуля кино в провинции, режиссёр сталкивается со всеми проблемами, которые присущи для создания чего-либо на пустом месте. Но главная трудность – это расшевелить сонных провинциалов, которым внушили за прошлый пласт времени, что они живут в забитой глуши и не способны на что-то большее. И если на это решиться, то перемены в умах людей позволят решить все остальные проблемы. А их несметное количество – уж больно глубоко сидит в людях сознание того, что то, что находится внутри МКАД, – это центр цивилизации.
Участники съёмочной группы немного рассказывают о гриме
Фильм «321-я Сибирская» позиционирует себя как первую народную кинокартину о воинах-сибиряках. Как минимум одна попытка создать «народные» фильмы о ВОВ предпринималась в России и в прошлом: известный фильм «28 панфиловцев» изначально собирал пожертвования на краудфандинг-платформе, но вскоре после старта кампании на создателей картины обратило внимание Министерство культуры вместе с Фондом кино.
Ведомство сделало щедрое пожертвование создателям и яростно принялось за раскрутку картины — настолько яростно и странно, что вместо чувства удовлетворения у зрителей фильм столкнулся с их гневом. «Панфиловцы» — далеко не первый и не последний проект о ВОВ, который спонсировал Минкульт, и, казалось бы, Солбон мог пойти по этому пути, но решил обойтись — у него совсем иной подход к творчеству, чем у снявшего скандальный «Сталинград» Бондарчука.
Почему вы так стремитесь к историческому соответствию, когда рядом есть всякие «сталинграды» и «панфиловцы»?
То, что там вещают, – это немного придумано. Люди в «центре» страны немного оторвались от народа, да и маркетологи тоже стоят нынче очень далеко от кино и идеологии. Снимают своё кино. Но я хочу честно рассказать о наших сибиряках, о сибирских народах, практически всех. Люди скажут, что основной силой в войне был русский «титульный» народ страны, и это неопровержимый факт! Именно русский народ вынес на своих плечах все тяготы самой страшной войны, но вот в искусстве последнего периода почему-то многонациональный народ нашей страны как-то отошёл от главного образа, произошла подмена понятий. По этому поводу можно много говорить, но вернусь к тому, что малые народы, вернее малочисленные сибирские народы, в пропорциональном отношении отдали войне очень большое количество своих представителей, и не рассказывать об этом в наше время я считаю преступлением. Мы всё-таки живём в цивилизованной стране, во всяком случае так хочется думать. Но по своему опыту работы на западе России знаю, что такие истории не проходят. Не любят рассказывать о «нерусских» героях. Это факт, и на него не надо закрывать глаза.
Почему вы не обращаетесь за финансированием в Фонд кино, а решили снимать на свои?
Собственно, на этот вопрос я уже начал отвечать. Отношение к нам, провинциалам, тем более «нетитульным», да ещё и с такой темой, в «центре» не приветствуется – дескать, «ишь, куда замахнулись, на святое! У нас свои гениальные режиссёры это снимают!» Я утрирую, конечно, но в общем это примерно так.
«321-я Сибирская» стала для Солбона неким opus magnum про малые народы на большой войне. Чтобы собрать средства на создание фильма, режиссёр продал часть своего имущества, но его очень сильно поддерживают родные. Похожая ситуация была и во время съёмок первой картины Лыгденова — несмотря на то, что в «Булаге» местами виден недостаток бюджета, он обошёлся режиссёру массой трат из собственного кармана.
Как вы создавали первый фильм?
Свой первый фильм в качестве продюсера, сценариста и режиссёра я создавал полностью за свои средства, включая кредиты и займы. Моей целью было создать серьёзный продукт для заявки, чтобы в этих качествах меня могли воспринимать в мире кино. Я работал на многих площадках – российских, голливудских, европейских и азиатских. В основном в качестве художника-концептуалиста, художника-постановщика, раскадровщика. Пришло время создать своё кино со всеми вытекающими. Прибыли, правда, я не получил, да и не рассчитывал, главным для меня был резонанс от моей работы.
Что думает семья о вашей работе?
Моя семья — это семья профессионального киношника, и весь мой образ жизни моя семья разделяет полностью. Если бы не понимание моей семьи, то, возможно, меня не случилось бы.
Несмотря на то, что «321-я Сибирская» в конечном итоге будет рассказывать о поражении немецкой армии под Сталинградом, стоит ожидать, что фильм не будет пропитан «ура-патриотизмом», за что обычно критикуют картины Фонда кино. Судя по тому, что думает о любой войне сам режиссёр, его фильм не будет очередным рассказом, набитым плоскими хорошими и злыми образами.
Делятся ли на войне, по вашему мнению, на плохих и хороших?
Война – это уже само по себе плохо. И главная «плохость» войны в том, что от амбиций политиков гибнут миллионы простых людей, от всех этих «измов» страдает народ, любой народ на этой земле. Во время войны нет ничего хорошего, и самая большая ошибка нашего времени – смотреть на историю войн однобоко, через призму стереотипов. Война – это всеобщая трагедия. Понимаю, что наши деды искренне верили в свою победу, и то, какой ценой она досталась, я чту и преклоняюсь перед их мужеством и самоотверженностью. Но я не оправдываю войну, ни на какой стороне…
Военная драма «321-я Сибирская» должна выйти в прокат к 75-летию Сталинградской битвы. Фильм расскажет о группе бойцов-сибиряков, прибывших в Сталинград для пополнения рядов Красной Армии и столкнувшихся с наступлением превосходящих войск Вермахта. Главными героями истории станут два брата, младший из которых руководит сибирской дивизией, в то время как старший приехал туда, чтобы найти брата и вернуть его домой невредимым во что бы то ни стало.