Девушка получила диплом машиниста локомотива — впервые в истории России. И рассказала нам, как ей это удалось

Анна Луганская Анна Луганская

Девушка стала машинистом локомотива - впервые в истории России. И не все мужчины могут с этим смириться

Художница решила выучиться на машиниста и стала первой на всю Россию. Девушка не сдалась, услышав, что на запретную специальность женщин не берут. Теперь тысячи людей в восторге от неё, а нам удалось поговорить с ней об учёбе и планах на будущее.

Летом 2020 года Московский колледж железнодорожного и городского транспорта подготовил первую девушку — машиниста локомотива. Её зовут Софья Дорофеева, ей 21 год, и изначально она вовсе не собиралась управлять поездами. Свой диплом с отличием Соня получила в июле — а в начале августа прославилась в социальных сетях.

Твит, посвящённый Соне, разошёлся по соцсетям, и вскоре о новоиспечённой машинистке написали СМИ.

Девушка получила диплом машиниста локомотива - впервые в истории России. Не все мужчины могут с этим смириться

Для многих людей Соня стала символом новых возможностей для женщин. Впрочем, в интервью Medialeaks девушка призналась, что к феминизму никакого отношения не имеет.

Феминисткой себя не считаю. Я просто хочу получить желаемую профессию.

Женщинам нельзя было становиться машинистами?

Ещё в 2019 году в списке запрещённых для женщин профессий было порядка 400 пунктов, в том числе машинист поезда, электрички, скоростных и высокоскоростных поездов, водитель фуры, боцман или матрос на судне.

При этом в СССР женщины могли управлять электропоездами с 1936-го по 1980 год. Потом принимать новых сотрудниц запретили из-за неблагоприятных условий труда — работа была тяжёлой, к тому же советской женщине ведь «ещё рожать».

Девушка получила диплом машиниста локомотива - впервые в истории России. Не все мужчины могут с этим смириться
Машинист поезда метро, 1959 / ТАСС

Список запрещённых профессий плавно перешёл из советского государства в РФ. Хотя учиться на машиниста официально не запрещали, поступить, а тем более устроиться потом на работу было практически невозможно. Единственным исключением из этого правила до последнего времени была Юлия Юрова — помощник машиниста на «Аэроэкспрессе». Девушка повнимательнее вчиталась в законы и смогла найти в них лазейку для аэроэкспрессов.

На самом деле, нужно читать внимательнее закон, и, если соблюсти определённые требования, этот запрет снимается.

Девушка получила диплом машиниста локомотива - впервые в истории России. Не все мужчины могут с этим смириться
Юлия Юрова

Генеральный директор РЖД Олег Белозёров ещё в 2018 году выражал надежду, что и «Сапсанами» смогут управлять женщины. А спустя год компания официально предложила упразднить общий перечень запрещённых для женщин профессий.

К предложению прислушались. В середине 2019 года Минтруд сократил перечень запретов. В феврале 2020 года РЖД в рамках пилотного проекта начала обучать женщин на помощников машиниста. А в марте того же года заммэра Москвы Максим Ликсутов объявил, что Московский метрополитен начнёт обучать женщин профессии машиниста. 

Никаких тяжёлых операций машинист не делает. Если женщины управляют самолётами, то и поездами метро смогут.

Нанимать женщин-машинистов в метрополитене и в РЖД начнут с 2021 года.

Как художница решила стать машинистом?

Девушка получила диплом машиниста локомотива - впервые в истории России. Не все мужчины могут с этим смириться

Изначально Соня Дорофеева и не мечтала управлять поездами — но они ей уже нравились. По словам девушки, она обожала кататься по железной дороге с самого детства и любит поезда гораздо больше, чем другие виды транспорта.

Поезда с детства люблю. Любимый вид транспорта. Всегда видела в них что-то красивое и живое.

Поначалу Соня планировала стать художницей, окончила художественную школу, и основной темой её рисунков очень часто была железная дорога.

Для того чтобы изображение поездов было более правдивым и приближенным к реальности, будущая художница начала интересоваться устройством подвижного состава. И в результате таких изысканий летом 2018 года приняла решение учиться на машиниста локомотива.

Родителей такой внезапный жизненный поворот, конечно, смутил. По словам девушки, её идея привела к ссорам. Родители не хотели, чтобы дочь училась «мужской» профессии, да и вообще поступала в колледж.

Они были против, хотели, чтобы я пошла в вуз.

Но девушка не отступила перед трудностями.

Я стояла на своём и ещё ни разу не пожалела о своём выборе.

Кстати, для своих нарисованных поездов Соня даже создала отдельный инстаграм-аккаунт — drooofa. В нём она выражает свою любовь к железнодорожной тематике.

И всячески оживляет любимые поезда.

Каково это — учиться на машиниста, если ты девушка?

Девушка получила диплом машиниста локомотива - впервые в истории России. Не все мужчины могут с этим смириться

Соня два года училась в Московском колледже железнодорожного и городского транспорта. Как она призналась в своём инстаграме, именно директор колледжа помог ей приблизиться к мечте.

Спасибо директору, что однажды дал сломать систему и стать первой и единственной на весь колледж девчонкой.

Изначально абитуриентке заявили, что принимают девушек только на специальности, разрешённые законодательством: дежурные, проводники и так далее. Но Соня всё равно пришла с документами, уверенная в своих планах.

— Как зовут вашего мальчика?

— Какого мальчика? Поступаю я.

— Мы девушек не берём! Не тратьте моё время! Идите к директору и решайте всё с ним.

Девушка смело отправилась к директору вместе с членом приёмной комиссии. Тот пытался отговорить её, «ссылаясь на хрупкое женское здоровье и репродуктивность». А вот директор молча выслушал Соню и сказал: «Пусть попробует».

В августе 2018 года девушку зачислили на специальность «Машинист локомотива». А вот гарантий трудоустройства не дали — профессия ведь ещё была под запретом.

Соня говорит, что за всё время учёбы она ни разу не слышала никаких упрёков и претензий ни со стороны одногруппников, ни со стороны преподавателей.

Многие, наоборот, только поддерживали.

И на вопрос о том, сложно ли приходится девушке в «нетипичной» профессии, Соня отвечает отрицательно.

В работе машиниста и помощника нет ничего такого, с чем бы не справилась девушка. У меня проблем ещё не было.

В посте, посвящённом концу обучения, девушка призналась, что так и не сдружилась с одногруппниками.

Слишком разные у нас были взгляды на жизнь и интересы, мы и не общались толком. Да и характер у меня такой, я не особо общительна.

Но, так или иначе, девушка с теплом вспоминает учёбу — и очень благодарна преподавателям и администрации, благодаря которым стала юным железнодорожником.

Кстати, после Сони в колледж начали принимать и других девушек, мечтающих о нетипичных для женщин профессиях.

После меня в двери КЖГТ на Каланчевке на курсы и факультеты, готовящие помощников машиниста, активно вошли учиться еще девушки.

За последние два года в колледже действительно стало больше студенток с «неженскими» специальностями. Так, Екатерина Левенчук в этом году завершила обучение и стала дипломированным техником. А на второй курс по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» перешли Василиса Кузнецова и Анна Орлова.

Что Соня планирует делать дальше?

Хотя запрет на профессию, по сути, уже сняли, в силу соответствующий приказ вступит с 1 января 2021 года. До этого Соня будет проходить практику в Московской дирекции скоростного сообщения.

А вот в 2021 году выпускница надеется выйти на работу — помощником машиниста в моторвагонном депо Лобня на Московской железной дороге. Неудивительно, что девушка очень ждёт наступления нового года.

Планы на будущее у девушки разнообразные и амбициозные. Во-первых, она надеется, что у неё останется время на рисование — и это хорошая новость для всех, кто уже подписался на неё в инстаграме.

Буду стараться совмещать творчество с работой. Буду рисовать в свободное время.

А во-вторых, хочет однажды выбраться и за пределы Московской железной дороги. Впрочем, пока это, скорее, мечты.

В будущем, может быть — кто знает —  смогу и до «Сапсанов» дослужиться.

Если учесть, что ещё два года назад генеральный директор РЖД строил планы на женщин-машинистов для «Сапсанов», шансы у Сони неплохие.

Кстати, недавно в соцсетях прославилась другая девушка, исполнившая не самую обычную мечту. 23-летняя Юля Слободянюк стала лётчицей и покорила интернет. Правда, некоторых комментаторов эта новость, скорее, напугала.

К сожалению, у некоторых людей до сих пор есть некоторое недоверие к женщинам за рулём и уж тем более за штурвалом. Так, в начале 2020 года пассажир «Аэрофлота» с ужасом рассказал о том, как ему попалась женщина-пилот. И у пользователей соцсетей его рассказ вызвал насмешки.