«Горят костры флешмобов». Как «3 сентября» вышло в офлайн и превратилось в новый символ российской осени

Александр Фаст Александр Фаст

Медитативно-грустная песня Михаила Шуфутинского «3 сентября» про переворачивание календаря уже не первый год является одним из самых громких российских мемов. Однако в 2018 году он стал потихоньку выходить за пределы интернета и из российского аналога «Дня сурка» превратился в основу для крупных флешмобов и даже спортивных аттракционов.

1 и 2 сентября в Красноярске проходил гастрономический фестиваль «Летняя кухня». Один из его стендов посвятили композиции «3 сентября» российского певца Михаила Шуфутинского — именно его портреты выставили в одном из уголков местного парка на Караульной горе.

Однако было бы скучно, если бы в парке просто вывесили портреты Шуфутинского: вместо этого их предложили раскрасить. Всего посетителям мероприятия выдали около трёх сотен раскрасок, а готовые версии позднее вывесили на специальной клейкой растяжке. Отчётный репортаж проекта опубликовало местное издание «Город Прима».

Здесь и далее — фото издания «Город Прима»

По словам авторов «Примы», листки с лицом шансонье раскрашивали «дети, а иногда и взрослые» (судя по фотографиям, всё скорее было наоборот). Однако причина, по которой региональные журналисты сделали акцент именно на школьников и студентов, понятна: первый день 2018 учебного года приходится именно на 3 сентября.

Сюжет композиции Шуфутинского (слова для которой написал Игорь Николаев, а музыку — Игорь Крутой) построен вокруг неудавшейся любви. Несмотря на грустную мелодию и текст, в последние годы песня «3 сентября» превратилась в один из самых ярких сезонных мемов.

Возможно, именно горящие костры рябин и смутили организаторов «Летней кухни», которые в разговоре с местными авторами назвали «3 сентября» песней, «символизирующей окончание лета». Однако они отметили, что решили «принять этот день с юмором».

В 2018 году «3 сентября» широко шагнуло за рамки обычного интернет-мема, постепенно превращаясь в обычную офлайн-традицию. Например, в Воронеже выстроили портрет Шуфутинского из 80-ти автомобилей, чтобы «поздравить воронежцев с началом осени».

Кадр из ролика сообщества «МДПС Воронеж»

А на стадионе петербургского футбольного клуба «Зенит» выставили гигантский календарь. Правда, его сколько ни переворачивай — там снова 3 сентября (в принципе, всё логично).

И наконец, мем про 3 сентября решили обыграть члены SMM-команды российского «Бургер Кинга», печально известной своим скандальным ситуативным маркетингом. Представители сети не уточнили, будет ли новый бургер действительно доступен в ресторанах. Также неизвестно, получили ли они разрешение Шуфутинского на использование его имени.

Но если вам уже надоел мем «3 сентября», можете спокойно наслаждаться другими. Например, неудачно обведённой кошечкой — она стала не только символом крайне неудачного копирования, но ещё и одним из последних летних мемов сезона 2018.

Если вам мало страдающего котика и девочки-художницы, можете почитать про полноценную войну мемов. Её развязали на Reddit под конец августа. Воевали против BuzzFeed — из-за фейковой статьи, якобы оскорбляющей «бога-мемов» Карла Стефанссона.