Артистка из США осудила худрука балета Большого театра за слова о доведении «до абсурда» харассмента
Знаменитая американская балерина Мисти Даниэль Коупленд ответила критикой на слова художественного руководителя балета Большого театра Махара Вазиева о харассменте и расизме. Педагог посчитал проблему раздутой в европейском обществе, а артистка нашла подобное мнение «устаревшим». И это не первая претензия, которую Мисти выдвинула в сторону российских коллег.
В понедельник, 2 августа, первая афроамериканская балерина, получившая звание ведущей танцовщицы Американского театра балета, Мисти Даниэль Коупленд разместила на своей странице в инстаграме пост, в котором назвала позицию художественного руководителя балета Большого театра Махара Вазиева, касающуюся харассмента и расизма, «устаревшей». Речь идёт об интервью, которое педагог дал изданию «Московский комсомолец» 28 июля.
В разговоре с журналистом «МК» педагог поделился мнением о необходимости расширения Большого театра, пандемии, программе по набору молодых артистов, возрастных критериях в балете и травмоопасности в профессии. Кроме того, худрук ответил на вопросы, связанные с повесткой движения Black Lives Matter («Жизни темнокожих важны»), которое выступает против расизма и, в частности — блэкфейса — театрального грима для карикатурного изображения лица темнокожего человека. Артист заверил, что не поддерживает расизм, но считает, что балетное искусство должно ориентироваться на талант.
Я против расизма однозначно. Мы говорим о другом. О концепции. Мы провезли наши балеты по всему миру, и они вызывали только восхищение и признание, — поделился преподаватель.
Продолжая тему дискриминации, Махар Вазиев поделился собственным мнением о харассменте в балете. По словам артиста, проблема домогательств в западных странах «доведена до абсурда».
Вот сегодня очень много стали говорить о харассменте. И тут пошло… Вспоминают недостоверные истории двадцатилетней давности: тот меня потрогал за колено, тот — за плечо, а тот не туда посмотрел… Тем не менее в Америке и в некоторых западных странах это довели до абсурда. Встает вопрос: скажите, пожалуйста, для чего вообще общество и цивилизация создали некую форму общественных взаимоотношений? Что такое закон? — спросил худрук.
Хореограф добавил, что дела, связанные с харассментом, необходимо разбирать в суде, а не порицать предполагаемого обвиняемого публично.
В данный момент есть суд, который принимает решения. Но когда без суда принимают решения — лишь только на основании того, что одна певица или актриса что-то заявила, и к ним сразу примкнули остальные… Всё, суда не будет… Вам говорят: общественность возмущена вашими поступками… Человек начинает доказывать, что всё обстояло не так, как представляют. Но ведь мы знаем, что большинство, равно как и меньшинство, не является мерилом справедливости, — сказал педагог.
Впрочем, Мисти Даниэль Коупленд заверила, что мнение Махара Вазиева основывается на традициях, которые не учитывают пагубного влияния притеснений на человека.
Это устаревшая культура, которая ставит «искусство» выше художника и не уважает и не признает его человечность. Устаревшая культура, в которой сексуальные домогательства сводятся к «недостоверным историям» и «прикосновениям к плечам». Вы, сэр, не имеете права высказываться, если что-то воспринимается как насмешка или принижение, это не ваше место и не ваш призыв, поскольку речь идёт не о вас, — обратилась к педагогу балерина.
Балет «Баядерка», в котором используется блэкфейс
Одним из примеров театральной постановки, где используется блэкфейс, можно назвать балет Мариуса Петипа «Баядерка» — одно из самых знаменитых классических творений, премьера которого состоялась в 1877 году. В постановке принимают участие юные артистки, загримированные под арапчат.
Традиция использовать театральный грим не прерывалась с XIX века, но в современном мире вызвала скандал. В 2019 году Мисти Даниэль Коупленд возмутилась тем, что в Большом театре не нашлось нескольких темнокожих балерин на роли арапчат.
Это реальность балетного мира, — осудила постановку артистка.
Кроме вопросов расизма и харассмента в балете, пользователи Сети обсуждают Олимпиаду-2020 в Токио. Большой резонанс в СМИ вызвало участие в состязаниях первой трансгендерной спортсменки из Новой Зеландии — тяжелоатлетки Лорел Хаббард. Но женщина выбыла из соревнований, провалив три попытки взять вес рывком.
А немецкие гимнастки выступили на Олимпиаде в закрытых костюмах — таким образом девушки попытались привлечь внимание к проблеме сексуализации спортсменок.