Почему Илон Маск поддержал Трампа? Потому что ему никуда от него не деться

Даниил Александров Даниил Александров

Владелец компаний Tesla, SpaceX, SolarCity и инвестор проекта Hyperloop Илон Маск стал едва ли не предателем в глазах многих клиентов и людей левых политических убеждений, после того как согласился быть консультантом новой американской администрации на общественных началах и поддержал некоторые её инициативы. Но в этом нет ничего личного, это просто бизнес.

Илон Маск — не просто предприниматель. Для миллионов американцев и людей по всему миру это икона индустрии и гуру. Все бизнесы, которыми занимается Маск, либо эксплуатируют «зелёные» технологии, либо призваны воплощать мечты человечества. Tesla — самый продаваемый в мире электромобиль, SolarCity — компания по производству и установке солнечных энергетических систем, SpaceX — мечта о частных полётах в космос и покорении Марса, а Hyperloop — электротранспорт, работающий от солнечных батарей, который в будущем сократит время в пути от одного океана до другого до пары часов. Если, конечно, вообще заработает.

Маск был кумиром для всех левых, поскольку активно развивал альтернативную энергетику. Поэтому не было ничего удивительного в том, что он поддерживал на выборах Хиллари Клинтон и агитировал против Дональда Трампа. А вот после выборов произошло нечто очень странное с точки зрения поклонников предпринимателя. Он вдруг стал сотрудничать с Трампом. И не просто сотрудничать — он стал поддерживать его политику.

Как пишет Huffington Post, Илон Маск был приглашён войти в состав Форума по стратегической политике, своего рода консультационного совета при президенте. Вместе с ним туда попали совладелец Uber Тревис Каланик и директор PepsiCo Индра Нуи. Правда, из-за несогласия с внутренней политикой Каланик из Uber вскоре объявил, что помогать правительству не будет. А Маск согласился. Кроме того, он вошёл в состав Совета по промышленности, за компанию с основателем Dell Майклом Деллом.

Маск сразу же взялся за дело всерьёз. Или, по крайней мере, ему так кажется.

«Пожалуйста, прочитайте указ об иммиграции. Дайте знать, если есть конкретные поправки. Буду пытаться устроить совещание и прийти к консенсусу».

В реплаях Маска риторически спросили, действительно ли он собирается собрать возможные поправки к президентскому указу в твиттере. А также обратили его внимание на то, что указ Трампа — это не что-то в целом классное, к чему может быть несколько маленьких поправок.

Но Маск стал защищать политику президента. Вот, например, он ретвитит сообщение, в котором говорится, что указ об иммигрантах и беженцах вовсе не так уж плох, как о нём говорят.

«Читать источник лучше, чем читать мнение других людей об источнике».

Всё это, а также то, что владелец Tesla поддержал назначение главой Госдепа бывшего директора ExxonMobil Рекса Тиллерсона, вызвало недоумение и гнев подписчиков, да и вообще поклонников Илона Маска. Как так — самый «продвинутый» и «зелёный» бизнесмен — и вдруг стал другом такого «плохого парня», как Трамп. Но дело, кажется, в том, что у Маска нет другого выхода. Потому что без правительственных денег, кто бы это правительство ни возглавлял, его бизнесу — конец.

SpaceX едва не стала банкротом, и обязательно стала бы, если бы в 2008 году не получила правительственный контракт на разработку стартовых ступеней. Весь этот бизнес, включая планы насчёт Марса, держится только на том, будут ли NASA и министерство обороны покупать двигатели и ракетоносители Маска.

Tesla перестала расти и только в прошлом году показала прибыль во II и III кварталах (про четвёртый скоро станет известно), да и то надо понимать, что прибыль эта целиком зависит от налоговых субсидий, которые администрация Трампа, известная нелюбовью к «зелёным», может и отнять.

SolarCity — до сих пор глубоко убыточная компания, при том, что на всю её продукцию распространяются налоговые льготы, и от банкротства её спасло только то, что Маск выкупил её долю сам у себя: акции SolarCity купила за 2,6 миллиарда долларов Tesla, которая сама едва дышит в финансовом смысле.

Если индустрия солнечной энергетики и электромобилей лишится налоговых льгот, а в космосе Трамп пойдёт на более широкое сотрудничество с русскими, бизнес Маска просто умрёт. Поэтому ситуация для него сложилась тяжёлая, но очень простая. Жертвовать надо либо имиджем в глазах левых и либералов, либо бизнесом. Маск выбор сделал.

В прошлом году издание Motherboard обратило внимание на то, что основатель Tesla Motors и SpaceX Илон Маск не подписан ни на одну женщину в твиттере, и обвинило его в сексизме.