Еще до начала официального расследования стали появляться аргументы в пользу тех или иных версий. Несмотря на то, что Росавиация исключает неисправность как фактор, есть свидетельства в пользу того, что с самолетом было не все в порядке.
Как сообщает сайт Aviasafety, самолет Airbus A321, выполнявший рейс «Когалымавиа» из Шарм-эль-Шейха, с начала 2015 года дважды совершал экстренную посадку из-за технических неисправностей. 14 мая во время взлета в Домодедово на высоте 900 метров сработала сигнализация отказа гидросистемы. Пилоты вернулись в зону ожидания, самолет выработал топливо и сел обратно. В конце мая после взлета из Шарм-эль-Шейха у самолета не убрались стойки шасси. Тогда аэробус снова вернулся туда, откуда вылетел, а пассажиров вывезли на резервном самолете.
1 ноября Росавиация заявила, что оснований считать причиной катастрофы техническую неисправность нет. Впрочем, сейчас это лишь официальная формулировка, которой чиновники отвечают на любые запросы СМИ.
«У Росавиации в настоящее время нет основания считать, что причиной катастрофы стала именно техническая неисправность, или ошибка экипажа, или какое-либо воздействие. Пока не будет достоверных сведений об обстоятельствах происшествия, не имеет смысла выдвигать и обсуждать какие-либо версии», — цитирует представителей агентства ТАСС.
Впрочем, кое-что уже известно. Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил со ссылкой на представителей египетских властей, что у «черных ящиков», которые найдены запечатанными и в рабочем состоянии, нет следов термического воздействия. По крайней мере, это делает маловероятной версию большого пожара или мощного взрыва на борту.
«Там небольшие технические повреждения. Но термического воздействия не было, как говорят представители египетской стороны», — сказал Соколов.
По его словам, самописцы пока не вскрывали. Пока что вопрос о том, где и кем будет проводиться расшифровка записей, сейчас решается. Глава Росавиации Александр Нерадько не исключает, что «черные ящики» останутся в Египте. Группа российских экспертов уже прибыла в Каир, чтобы расследовать катастрофу, передает Reuters.
Есть и другие новые подробности. BBC со ссылкой на министра гражданской авиации Египта Хусама Камаля сообщила, что экипаж самолета не подавал сигнала SOS.
«Вплоть до самой катастрофы нам не сообщали ни о каких проблемах на борту самолета, также мы не получали никаких сигналов SOS», – заявил министр.
Ранее СМИ сообщали, что, перед тем как связь с бортом пропала, пилоты запрашивали экстренную посадку.
Тем временем, одна за другой авиакомпании на всякий случай отказываются от полетов над Синайским полуостровом, где упал борт «Когалымавиа». В субботу об этом заявили представители Lufthansa и Air France, в воскресенье к ним присоединилась Emirates. Агентство AFP передает заявление руководство авиакомпании ОАЭ.
«Emirates в настоящее время будет избегать полетов над синайским полуостровом, пока не появится дополнительная информация. Мы следим за развитием событий».
Вооруженный конфликт на Синайском полуострове, то затухая, то разгораясь с новой силой продолжается уже с 2011 года. В 2015 году члены запрещенной в России организации «Исламское государство» много раз проводили атаки на правительственные объекты на территории Северного Синая. Весной 2015 года в городе Эль-Ариш, рядом с которым упал самолет, летевший из Шарм-эль-Шейха, проводилась масштабная контртеррористическая операция, однако нападения на полицию, суды и другие объекты продолжаются.
Некоторые государственные деятели уже спешат сделать выводы. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков предложил ограничить количество авиаперевозчиков в России до двух или трех. Это, считает депутат, сделает полеты более безопасными.
«Я обратил внимание, что катастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с компаниями среднего типа. Это небольшие фирмы, владеющие 5–10 самолётами, которые сдавались под чартерные рейсы. Компании извлекали максимальную прибыль при минимальных затратах», — цитирует Пушкова «Русская служба новостей».
В Twitter депутат более категоричен.
Мне пишут, что в авиации «все должен решать рынок». Вот рынок и решает. Катастрофы под Пермью, Казанью, теплоход Булгария.. Мало еще рынка?
— Алексей Пушков (@Alexey_Pushkov) 31 октября 2015
Это заявление Пушкова можно связать не только с катастрофой в Египте, но и с попыткой недружественного поглощения авиакомпании «Трансаэро» со стороны «Аэрофлота» при поддержке министерства транспорта и Росавиации.
Тем временем, из Петербурга, где администрация города и аэропорт «Пулково» создали оперативный штаб для работы с родственниками погибших, прессой и другими организациями, сообщают, что тела пассажиров начнут привозить в аэропорт в ночь с воскресенья на понедельник. Пока что в Каир доставлено 163 тела, как говорят египтяне.
Власти сообщают, что дополнительную информацию и помощь граждане могут получить по следующим телефонам:
Экстренная психологическая помощь: 8 812 718 2516 или 8 800 775 1717
«Горячая линия» СК в СПб: 8 812 570 6671
«Горячая линия» МВД на транспорте в СПб: +7 921 342 0098
«Горячая линия» в Посольстве России в Каире: 8 10 2 0128 009 5099
«Горячая линия» МЧС: 8 800 100 2001, 8 812 299 9999, 8 800 775 1717
Родственников погибших просят связаться со следователями по телефонам: 8 812 570 6671 (дежурный Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу) или +7 921 342 0088 (дежурный Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ).
Траурные мероприятия в городе будут идти несколько дней.