Датчане показали, как СМИ с помощью фото манипулируют мнением людей. «Рабочая сторона» и правда решает всё
Два датских фотографа наглядно показали, как медиа при помощи фото могут манипулировать общественным мнением, особенно в период пандемии. Мужчины снимали одних и тех же людей, но использовали разные ракурсы и объективы, продемонстрировав, насколько снимки могут отличаться от реальности.
Олафур Штейнар Гестссон и Филипп Давали из Копенгагена провели небольшой эксперимент для местного фотоагентства Ritzau Scanpix, пишет Bored Panda. В течение дня они снимали людей в городе, но каждый из них использовал разные объективы.
Один фотографировал всё с телеобъективом, предназначенным для увеличения объектов, которые находятся на дальнем расстоянии, а второй использовал широкоугольный объектив, который минимально искажает изображение и показывает наиболее реалистичную картину.
Редактор Ritzau Scanpix Кристиан Джурхуус рассказал, что идея для этой съёмки родилась после того, как датские власти начали ссылаться на фотографии, показывающие, что люди не соблюдают правила социального дистанцирования во время пандемии коронавируса.
В последние недели близость людей широко обсуждалась в Дании. Датские политики и власти часто ссылаются на изображения, которые, по их мнению, показывают представителей общественности, не соблюдающих общие правила дистанцирования, — сказал мужчина.
И так как Ritzau Scanpix — это национальное фотоагентство, Кристиан осознаёт свою ответственность за предоставление максимально реалистичной картины происходящего в стране. Соответственно, во время пандемии для операторов медиа как никогда важен правильный выбор объектива и ракурса при съёмке, уверяет он.
На примере фотосъёмки, проведённой 23 апреля Гестссоном и Давали, Кристиан решил показать, как эти два ключевых момента могут проиллюстрировать совершенно разные мысли.
Олафур и Филипп специально снимали одинаковые ситуации с использованием разных трюков, чтобы показать, какие смыслы можно придать одному и тому же изображению.
В разговоре с журналистами TV2 Олафур выразил надежду, что этот эксперимент поможет людям научиться более критично относиться к фотографиям, которые они видят в СМИ.
При чтении текста, мы научились критиковать автора и его содержание. То же самое мы должны делать с фотографиями — размышлять над ними, — объяснил фотограф.
Мужчина добавил, что среди объективов, которые он и его коллега использовали во время съёмки, нельзя выделить «правильный», потому что каждый из них служит разным целям. Например, телеобъектив часто используется на массовых мероприятиях, чтобы запечатлеть людей, которые находятся далеко от фотографа. А широкоугольный, наоборот, идёт в ход, когда объект снимка находиться слишком близко.
Вместе с этим Олафур сказал, что фотографы всегда должны помнить, как они выполняют свою работу, в частности в период коронавирусного кризиса, когда смыслы особенно важны.
СМИ призваны служить на благо общества, однако в некоторых ситуациях они мастерски умеют манипулировать фактами, и как показывает эксперимент датчан, ещё и визуальной частью историй. Доказывает это и новость о якобы смерти вождя Северной Кореи Ким Чен Ына, состоящая из фактов, за которые запросто можно сесть.
Ещё один пример — фейковая новость об обработке улиц Москвы с вертолётов, которой многие поверили. Когда обман раскрылся, пользователи твиттера не растерялись и поделились своими безумными, но вполне реальными способами дезинфекции.