В Москве состоялось вручение национальной кинопремии «Ника» за 2014 год. Вопреки ожиданиям главная кинопремия России досталась не нашумевшему «Левиафану» Звягинцева о жизни в современной России, а картине Алексея Германа «Трудно быть богом», которая, впрочем, не менее актуальна.
XXVIII церемония награждения Национальной кинопремией «Ника» завершилась поздним вечером 31 марта в Московском государственном театре «Русская песня». «Лучшим игровым фильмом» стала картина Алексея Германа «Трудно быть Богом». На победу в главной номинации, помимо ленты Германа, претендовали «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Дурак» Юрия Быкова, «Испытание» Александра Котта, «Левиафан» Андрея Звягинцева. Герман, скончавшийся в феврале 2013 года, также удостоен награды за лучшую режиссерскую работу. Награду получал Алексей Герман-младший и вдова режиссёра Светлана Кармалита.
Из 10 заявленных номинаций «Трудно быть Богом» собрал семь, став рекордсменом 28-ой церемонии вручения «Ники». В частности – премию за лучшую мужскую роль получил Леонид Ярмольник, сыгравший в «Трудно быть богом» роль дона Руматы Эсторского.
«Понимаю, что это только отчасти моя «Ника». Она — больше Германа. Многим из тех, кто досмотрел фильм до конца, он показался скучным и грязным. Но есть те, кому он кажется он гениальным. Мир можно спасти, не воюя, а что-то меняя в головах людей, а вот это умел делать Герман», – цитирует слова Леонида Ярмольника «МК». Фильм создавался более 15 лет. В интервью актер не раз признавался, что работа с Германом-старшим были, «возможно, самой счастливой порой».
А вот картина Андрея Звягинцева «Левиафан», которой пророчили победу из 11 номинаций собрала только две. «Нику» за лучшую мужскую роль второго плана получил Роман Мадянов, а лучшей актрисой признали Елену Лядову («Левиафан»). Об этом режиссер сообщил на своей странице в twitter.
Ранее продюсеры фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова, получившего премию «Золотой орел» как лучший фильм года, сняли картину со всех номинаций «Ники».
Всего в этом году на премию было выдвинуто 114 картин, среди них 43 игровых, 40 неигровых и 28 анимационных, как сообщал ранее ТАСС директор «Ники» Игорь Шабдурасулов.
Награду за лучший неигровой фильм вручили картине «Коктебельские камешки» режиссера Андрея Осипова, о Максимилиане Волошине. Ранее эта картина победила и на фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге в номинации «Фильм, достойный государственного хранения».
Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии признали украинскую ленту «Племя» режиссера Мирослава Слабошпицкого.
В номинации «Открытие года» наградой был отмечен молодой режиссер Иван Твердовский-младший за фильм «Класс коррекции».
Еще до начала церемонии были объявлены обладатели почетных наград. Лауреатом «Ники» в номинации «Честь и достоинство» стала Лия Ахеджакова. Основатель Музея кино Наум Клейман награжден за вклад в кинематографические науки, критику и образование, сценарист Юрий Клепиков — за выдающийся вклад в отечественный кинематограф.
Напомним, премия «Ника» учреждена Российской академией кинематографических искусств и вручается с 1988 года. Победители получают статуэтки крылатой богини победы (скульптор – Сергей Микульский). Основатель и художественный руководитель «Ники» – режиссер Юлий Гусман. Президент киноакадемии «Ника» – режиссер Андрей Кончаловский.
МНЕНИЯ О ФИЛЬМЕ «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ»
Леонид Ярмольник: «Когда мы начинали снимать, очень хотели ко вторым выборам Путина успеть. Казалось, очень важно это сделать, чтобы избиратель понимал, что его ждет. Считалось, что Герман снимает кино про Путина, а Румата — это Путин. К счастью, мы к выборам не успели… Да, кино у нас получилось мрачное. Оно о неспособности людей изменить историю; а ведь десять лет назад не было так страшно жить, как сегодня. Будто какой-то заговор людей… против самих себя. Ничего не изменилось со времен Средневековья, к сожалению. Но ведь это еще и такая Библия, энциклопедия того, как надо и как ни в коем случае не надо поступать! Кино о том, почему бессмысленно переделывать нашу цивилизацию, и о том, почему нельзя этим не заниматься».
Георгий Ковалев, эссе «Румата против Ланнистеров»:
«Сложно придумать настроение более русское. Еще несколько дней назад казалось, что «Трудно быть богом» не совпал с текущим моментом. Но теперь так уже не кажется. Впечатление старомодности было обманчивым — этот фильм где-то вне времени. Средневековье сегодня принято поминать и в комментариях к дичайшим новостям из ленты Breaking Mad и других ресурсов схожего толка — примерно в той же интонации, что американские нищие с табличками The End Is Night… «Трудно быть богом» — это не только про двадцатый век, но еще и для двадцать первого. Пошло сравнивать этот фильм с эпитафией, но выходит так, что именно эту миссию в наследии Германа он и выполняет».