Журналистка газеты «Ведомости» нашла у одного из силовиков, штурмовавших концертный зал, записную книжку погибшей женщины с последними словами и напутствием для детей.
Журналист Наталья Виноградова, которая была заложницей во время атаки на концертный зал на Дубровке, рассказала на своей странице в Facebook, что спустя 13 лет после этих событий получила записную книжку своей старшей сестры, которая погибла во время штурма.
«Слушайте, слушайте, люди добрые! У нас произошла чудесная история. Когда мы с сестрой были в «Норд-Осте», она писала там в записную книжечку кое-какие записи, касающиеся того, как поступить с детьми, напутствия детям, мужу. А потом мы эту книжечку, которая, конечно, стала очень важной, потому что сестра моя погибла, не нашли и думали, что ее приобщили к делу, что выцарапать ее оттуда мы не сможем и все такое».
Оказалось, что один из сотрудников ОМОН, участвовавших в штурме, забрал книжку себе, а некоторое время назад показал ее журналистке газеты «Ведомости». Та забрала у него записи и вернула младшей сестре.
«И вот эта книжечка, эта весточка, в которой самые важные на свете слова любви, она снова у нас. Дети, наконец-то, прочитают то, что написала им мама 13 лет назад. Слава Богу! Спасибо человеку Оксане!»
В комментариях многие осудили безымянного бойца ОМОН, поэтому Наталья посвятила этой двусмысленной ситуации отдельный пост.
«Понимаете, то, что он ее взял себе, а не сдал в вещдоки (то есть, нарушил закон), возможно, из-за этого она все-таки попала по адресу. <…> С другой стороны, конечно, нормальный в моем понимании человек (и это не связано с профессией, оставаться нормальным человеком, по моему представлению, нужно в любой профессии) попробовал бы найти тех, кому это адресовано. Тем более, что там были телефоны».
Наталья и Евгения Скопцовы (девичья фамилия Натальи Виноградовой) были среди заложников во время захвата концертного зала на Дубровке 23-26 октября 2002 года группой под началом Мовсара Бараева, которая требовала вывода российских войск с территории Чеченской республики. Теракт также известен как «Норд-Ост», по названию мюзикла, который пришли посмотреть зрители.
Евгения Скопцова с детьми
Во время штурма Наталье удалось спастись, ее сестра Евгения погибла. Вот как описывала эти события газета «Московский комсомолец»:
«После штурма Наташа очнулась, когда кто-то тряхнул ее за плечо. Видит — боец в камуфляже, белая повязка на рукаве. Перед глазами все плыло. Наташа на ватных ногах пошла к сестре.
— Жека, пошли отсюда, — тормошила она сестру. И вдруг увидела — это не Женя.
— Это не моя сестра. Вон она сидит. Разбудите ее, — просила Наташа бойца. Тот подтолкнул Наташу к выходу: «Иди, милая. Всех спасем, все живы будут».»
Также издание приводит фрагмент воспоминаний самой Натальи:
«Когда пустили газ, Женя быстро заснула. Я знала, что все обойдется. А вот Женя в это не верила. Она даже в своем блокноте писала, как быть с детьми, как распорядиться квартирой. Позвонила и бывшему мужу, просила: пообещай, что детей не оставишь, что позаботишься о них. Как чувствовала…»
Евгении Скопцовой, двукратной чемпионке СССР по фехтованию, в момент штурма было 38 лет. У нее остались двое 15-летних детей.
Общее число изначально захваченных заложников составило 916 человек. Часть были отпущены по ходатайству парламентеров, в основном, это было дети. По официальным данным общее число погибших заложников составило 130 человек. По данным общественной организации «Норд-Ост», которая провела независимое расследование, погибли 174 человека. Большая часть из них, как утверждают активисты, погибли от последствий отравления веществом, которое распылили при штурме.