«Разучились быть рабами». Статья протоиерея о рабской психологии вызвала критику даже со стороны РПЦ

Анастасия Кривец Анастасия Кривец

Протоиерей Алексий Чаплин написал статью, в которой говорится, что главная проблема православия в России в том, что люди разучились быть рабами, а рабская психология должна быть нормой мироощущения христианина. Против текста высказались оппозиционер Дмитрий Гудков и публицист Александр Невзоров, а в РПЦ подчеркнули, что он не связан с официальной позицией церкви.

81b993dae9d5735b0714c325c526aee5-0

В православном журнале «Благодатный огонь» вышла статья протоиерея Алексия Чаплина «О потерянном рабстве и рыночной свободе», в которой священник называет отсутствие рабской психологии главной проблемой православия в России.

Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) — это то, что мы разучились быть рабами. Христианство — это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология — это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек — это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства. Алексий Чаплин

Протоиерей подчёркивает, что раб Божий в той же степени является рабом государства, судьи, полиции и чиновников.

И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий – значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Алексий Чаплин

Чаплин подчёркивает, что только «православные рабы» могли совершать великий подвиг во имя государства, а СССР восстановился в пределах Российской империи благодаря «потенциалу рабской психологии».

Но человек эпохи всеобщего потребления не способен на великодержавность своих предков, так как в государстве видит не образ Царства Небесного, а гаранта реализации своих потребительских прав на свободу, равенство и братство. Государство для него тем милее, чем более оно позволяет ему удовлетворять свой потребительский спрос и чем менее связывает его обязанностями и ограничениями. Не сильной армией ныне определяется благополучие государства, а количеством банков с низкой кредитной ставкой и маленькими налогами. Алексий Чаплин

Протоиерей пишет, что в церкви появились цены на свечи и крестики из-за жадности людей, которые не готовы давать милостыню, а богатство духовных лидеров должно быть для прихожан предметом гордости.

Как мы можем требовать отчёта от архиерея, которого именуем Владыкой из-за власти «вязать и решить» нашу посмертную участь? Разве раб может требовать отчёта от Царя?.. Рабское сознание даёт возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом. Алексий Чаплин

В качестве решения проблемы Алексий предлагает перестать «включать мозги» и взращивать в себе раба по отношению к вышестоящим.

Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать «включать мозги» и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента. Алексий Чаплин

На публикацию обратил внимание член партии «Яблоко» Дмитрий Гудков: он размышляет в своём фейсбуке, что не обратить внимание на слова Чаплина невозможно, и предположил, что у официальных чиновников на уме те же мысли, что и у протоиерея.

На это, наверно, тоже бы не надо обращать внимание, как и на Хирурга. Опальный священник подпрыгивает повыше, чтобы его заметили — эка невидаль. Один протоиерей Чаплин уже благословлял убийства — теперь вот другой просит вернуть рабство. Но не замечать не получается. Не потому что он худо-бедно медийная персона. Не потому что священник. А потому что в принципе слышать в XXI веке в России слова о необходимости рабства — невероятно… А как скоро Чаплиных призовут «к телу»? И чем они, у которых всё на языке, отличаются от официальных чиновников, у которых это на уме? дмитрий гудков

О тексте в эфире «Эха Москвы» высказался известный публицист и критик РПЦ Александр Невзоров — он считает, что статья Чаплина очень показательна.

РПЦ состоит из Чаплиных и Чаплиных. Вот это Алексий Чаплин, который в журнале «Благодатный огонь» и на их сайте разразился необычайно мощной статьей, которая очень многим людям должна объяснить всё. И в этой статье говорится со скорбью, что мы разучились быть рабами… Он пишет напрямую, что рабская психология – это норма мироощущения для православного христианина, и что только когда мы станем рабами, мы научимся правильно реагировать на часики патриарха, на его пыль, потому что раб должен гордиться достоянием господина… На роль рабовладельца он прочит, естественно, церковную иерархию, государственные структуры, ну, и себя там с краешку, поскольку он тоже имеет отношение к православным структурам. александр невзоров

Блогеры вспоминают другого протоиерея, Всеволода Чаплина, который был уволен с поста руководителя синодального отдела по связям церкви и общества после фотографии в «Макдональдсе» в пост, и его скандальный призыв убивать людей.

В комментарии «Независимой газете» синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ подчеркнул, что публикация Алексия Чаплина никак не связана с официальной позицией РПЦ, а журнал «Благодатный огонь», в котором была опубликована статья о рабстве, не имеет грифа РПЦ и не может распространяться в храмах.