«Вооруженное недоразумение»

Александр Ломов Александр Ломов

Сегодня ровно неделя, как в московской школе отзвучали выстрелы, унесшие две человеческие жизни. Выстрелы, повлиявшие на судьбы многих. Выстрелы, чей отзвук утонул в нарастающем грохоте олимпийского фейерверка и рукоплескании многотысячных сочинских стадионов.

Собственно, так и должно было произойти. Наше государство редко дарит людям праздники. А когда дарит, забывается все — и теракты, возвестившие начало Нового года для жителей Волгограда, и небывалый с 1998 года обвал национальной валюты, и вооруженное недоразумение в школе города Москвы, как осторожно назвал данное событие один из комментаторов одного дешевого кабельного канала.

Я не буду сейчас пытаться ответить на вечные вопросы. Кто виноват и что со всем этим делать. Однако молчать, довольствуясь примитивными и дилетантскими суждениями журналистов, глупо.

Когда в новостях появились первые сообщения о стрельбе, я вел урок. Обычный урок истории в пятом классе. Проклятая бегущая строка скользнула по экрану компьютера, заставила уцепиться взглядом, на минуту потерять концентрацию. Дети замечают все. Пришлось вкратце объяснить. На их лицах было написано непонимание происходящего, и в этом я был с ними схож.

Это событие вскрыло не одну проблему. Оно показало конечный итог всех мытарств, через которые прошла российская система образования за последние двадцать с лишним лет.

Читаю: ВИНОВАТЫ УЧИТЕЛЯ. И не соглашаюсь. Они виноваты не в том, что этот несчастный молодой человек пришел в школу с оружием. А в том, что допустили создание такой атмосферы, когда ребенку некуда пойти. Когда ученик особенно отчетливо понимает и признает свою ненужность, свое гордое и злое одиночество, которое превращается в ненависть к системе.

Именно превращение школы в систему, изгнание из нее всех нормальных человеческих отношений, превращение ее в «центр по оказанию услуг», заставило этого ребенка принять такое решение. Работая учителем в современной школе, я буквально вынужден выкраивать время, чтоб пообщаться с учениками. Просто поговорить. Потому как большую часть времени я пишу справки, составляю отчеты, мониторинги, прохожу переквалификации, заполняю анкеты и прочее и прочее.

Слышу: ВИНОВАТЫ ОДНОКЛАССНИКИ. И не соглашаюсь. Степень отрешенности от коллектива у современных детей зашкаливает. Полнейшая деградация межличностного общения, банальное неумение и нежелание сопереживать друг другу ведут к социальному обособлению подростков. Рядом могут бить, обзывать, обижать младшего или слабого. Но никакой реакции, кроме раздражения и непонимания, у ребенка это не вызовет. Сколько раз, проходя школьными коридорами, я видел эти пустые глаза на бледных, обескровленных лицах, уставившиеся в экраны своих телефонов и планшетов.

А вы спросите себя, что мы можем дать им взамен? Систему ценностей, с которой сами смирились лишь на исходе своей юности? Любовь, которую многие выражают в дарении нового смартфона или похода за одеждой по бутикам? Спросите себя, интересен ли вам внутренний мир ребенка, пытаетесь ли вы его понять и, самое главное, принять?

Пишу: ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ. И сам с собой не соглашаюсь. Как можно было не заметить, что у сына произошел психологический надлом, что идея отличной учебы постепенно стала навязчивой? Как можно хранить боевое огнестрельное оружие и боеприпасы в свободном доступе? Как можно так специально его не слушать и не слышать?

Вопросы, вопросы. Именно их сейчас задает вся общественность, взволнованная этим трагическим событием. Однако, чтобы обвинять кого-то конкретного, надо знать все. Всю полноту взаимоотношений между ребенком и родителями, со всеми ее радостями и горестями.

Вот и получается, что в итоге не виноват НИКТО и виноваты ВСЕ СРАЗУ. И по-другому в этом деле быть не может. Ибо так устроено на планете Земля, что проблемы детей и проблемы детства — это наши с вами общие проблемы. И нам надо это понять и начать уже решать их — каждому, в меру собственных сил.