Расследование РБК: как мэрия Москвы манипулирует рейтингом «Яндекс.Новостей»

Medialeaks Medialeaks

Московская мэрия научилась выводить новости о своей деятельности в топ «Яндекса», размещая их на сотнях подконтрольных сайтов, выяснило агентство РБК.

Начиная с лета, в новостях на главной странице «Яндекса» все чаще стали появляться сообщения о правительстве Москвы, причем большинство из них сложно отнести к резонансным событиям дня. Сообщения были размещены на сайтах районных газет, префектур и управ, иногда их подхватывали федеральные издания.

Проанализировав «Базу данных СМИ и официальных источников» «Яндекса», РБК выяснило, что с мая по август в этой базе появилось более 200 сайтов из Москвы, причем большинство из них были зарегистрированы в 2014 году. Все они одновременно начинают писать об одном и том же событии о мэрии или градоначальнике Сергее Собянине.

284140026732812

Источник среди издателей районных газет и источник, близкий к «Яндексу», рассказали РБК, что такие совпадения не случайны.

«На создание сайтов для «Яндекса» была дана неделя», – рассказывает менеджер одной из компаний, издающих районные и окружные газеты Москвы.

Ему известно о создании 135 сайтов или новостных лент на уже существовавших ресурсах, служивших архивами для газет. Собеседник агентства участвовал в запуске нескольких десятков таких сайтов в мае.

Собеседник в одной из издательских компаний показал РБК регламент согласно которому на переписывание и публикацию присланной новости раньше отводилось 2,5 часа, а теперь – 40 минут. Новости присылает ОАО «Московские информационные технологии», в среднем 2-3 в день.

«И вот несколько человек сидят и переписывают одну и ту же новость для нескольких десятков сайтов», — объясняет он.

В конце сентября в блоге «Шалтай-болтай» была опубликована переписка, якобы принадлежащая сотрудникам ОАО «Московские информационные технологии» (МИТ), компании, осуществляющей поддержку московской мэрии. В ней обсуждалось выведение позитивных для городской власти сообщений в топ «Яндекс. Новостей» и размещение платных статей в различных изданиях.

Весной в Госдуме началась работа над законопроектом, который обяжет поисковые системы регистрироваться как СМИ. Депутат Андрей Луговой, автор законопроекта, разрешившего досудебную блокировку сайтов за экстремизм, подал заявление в Генпрокуратуру с просьбой проверить российский интернет-поисковик и приравнять его новостной агрегатор, «Яндекс.Новости», к СМИ.

В сентябре Собянин и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож договорились о сотрудничестве. Отмечалось, что для этого к поисковому агрегатору «Яндекс. Новости» будет подключено около 200 информационных лент московских органов власти».