Соцсети

В телеграм сливают личные данные людей, но Роскомнадзор разводит руками. Ведь он убеждён, что всё заблокировал

Татьяна Вержановская Татьяна Вержановская


Москвичка попросила Роскомнадзор проверить, как в телеграме после митинга оказались её адрес и телефон. Но в ведомстве ей объяснили, что ничего поделать не могут: ведь Telegram в России заблокирован (самим Роскомнадзором). Ответ РКН, кстати, опубликовали в телеграм-канале. И, кажется, круг замкнулся.

В августе, в разгар акций за честные выборы в Москве, в телеграм-канале «Товарищ майор» появились личные данные людей, которых автор публикации назвал «сторонниками Навального». В открытом доступе оказались паспортные данные, телефоны и адреса примерно трёх тысяч человек, в том числе многих журналистов.

Автор анонимного канала утверждал, что базу выложили сами сторонники оппозиционера в одном из своих чатов. Впрочем, судя по данным самой базы, её источником скорее было ГУ МВД России по Москве.

Через три часа «Товарищ майор» свой пост удалил, однако к тому времени он уже успел разойтись по сети. Свои имена в базе нашли многие люди, задержанные на митингах. Позже некоторым из них поступали звонки с угрозами, а также также приходила СМС-рассылка с призывами прийти на митинг, которую люди сочли провокацией.

Москвичка Марьям Саларзай, чьё имя также было в списке, пожаловалась на публикацию своих персональных данных в Роскомнадзор (его прямая обязанность — устранять такие правонарушения). И ведомство прислало ответ, который 11 сентября опубликовал в своём телеграм-канале руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Если коротко — РКН не смог проверить, было ли нарушение закона, поскольку думает, что заблокировал Telegram.

Сообщаем, что в настоящее время интернет-ресурс Telegram (https://t.me)… недоступен для просмотра на территории Российской Федерации.

РКН начал блокировать мессенджер полтора года назад, нарушив работу множества посторонних сервисов. При этом телеграм в России по-прежнему доступен. Он есть даже у главы Роскомнадзора Александра Жарова. Тот сам рассказывал об этом, попутно признав, что все усилия ведомства привели лишь к тому, что сервис «тормозит»:

У меня есть телеграм, безусловно. У меня есть многие мессенджеры. Я должен следить за всеми каналами распространения информации, в том числе за распространением пиратской информации.

А ведь поначалу, когда война за телеграм ещё воспринималась всерьёз, люди ждали эпичной битвы между создателем мессенджера Павлом Дуровым и РКН. Барнаульские разработчики даже сделали об этом игру, причём лидером «Цифрового сопротивления» в ней стал пёс.