Западные СМИ

Первая межзвёздная комета раскололась, не выдержав тепла Солнца. Но учёные этому только рады

Никита Ланской Никита Ланской

Первая в истории межзвёздная комета раскололась, не выдержав тепла Солнца. Но учёные этому только рады

Первая в истории изучения космоса межзвёздная комета, судя по всему, разрушается, не выдержав близости к Солнцу. Она прибыла к Солнечной системе из далёкого космоса и спустя какое-то время должна была улететь обратно. Но теперь комета распадётся на части, однако учёные этому только рады.

Распад кометы Борисова 12 марта наблюдали астрономы из Ягеллонского университета. Они увидели две яркие последовательные вспышки — верный признак фрагментации ядра кометы. Однако её разрушение — это не печальный конец, а, наоборот, возможность для открытий.

Комета — движущаяся точка в центре

Почему эта комета так важна? Дело в том, что ранее учёным не случалось наблюдать объекты из других систем так близко. Но благодаря этой комете мы наконец можем получить подсказки о том, из чего состоят самые отдалённые миры. Сделать это можно благодаря тому, что комета горит под воздействием солнечных лучей. Свет, который исходит от неё, можно анализировать, и таким образом узнать химический состав кометы. А теперь, когда она разрушается, можно узнать, из чего состоит и её ядро.

История обнаружения этой кометы так же необычна, как и она сама. Её 30 августа 2019 года нашёл астроном-любитель Геннадий Борисов, когда изучал звёздное небо на сконструированном им телескопе. Данные своих наблюдений он впоследствии отправил в Центр малых планет в США, и там открытие подтвердили. Комете дали имя в честь астронома — 2I/Borisov.

Первая межзвёздная комета раскололась. Она не выдержала близости к Солнечной системе
Геннадий Борисов и его телескоп

Комету, о которой идет речь, я наблюдал в непосредственной близости от Солнца с помощью телескопа, который сделал сам. Заняло это два, а, может, даже три года. Поиск в предрассветной зоне, близко к горизонту — это целенаправленная стратегия, которую используют многие астрономы-любители. Большие обзорные проекты вроде Pan-STARRS эту область неба документируют хуже всего.

Изучение кометы Борисова показало, что её состав мало чем отличается от комет из Солнечной системы. Если бы траектория её полёта не была межзвёздной, ничто бы в ней не выдало пришельца из далёкого космоса, а значит, где-то там есть планетарные системы, по своем химическому составу близкие к нашей.

Множество людей по всему миру так же, как и Геннадий Борисов, заворожены звёздным небом. Например, любитель астрономии Чак Аюб потратил два года, чтобы сделать фотографию туманности, но результат стоил того. А если одних снимков вам мало, чтобы почувствовать себя ближе к звёздам, то воспользуйтесь сайтом одного программиста: с его помощью каждый может почувствовать себя частью миссии «Аполлон-13».