Российские СМИ

От извержения Везувия у кого-то буквально расплавился мозг. Теперь учёные точно знают, как выглядит невезение

Валерия Зеновина

На месте извержения Везувия в Помпеях нашли чёрное стекло. И это остатки человека, которому сильно не повезло

Итальянские археологи нашли недалеко от бывших Помпей скелет человека, погибшего от извержения Везувия. В границах его черепа обнаружили вещество, похожее на чёрное стекло. Учёные предположили, что это может быть мозг, и смогли это доказать. Странному превращению есть объяснение, но встречается такое крайне редко.

Команда итальянских учёных из Неапольского университета изучила останки человека, которые нашли на месте бывшего Геркуланума. Это город недалеко от Помпей, который погиб вместе с ними от извержения Везувия в 79 году нашей эры. Об этом пишет издание N+1 со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале The New England Journal of Medicine в четверг, 23 января.

Исследователи обнаружили в маленькой комнате грудную клетку и часть конечностей – это всё, что осталось от человека. Не сохранился даже череп – он мог не выдержать контакта с раскалённым вулканическим пеплом. Находка была сделана ещё в 1960 году.

На месте извержения Везувия в Помпеях нашли остатки мозга. Но выглядят они как чёрное стекло

Но внимание учёных привлекла чёрная масса, похожая на стекло, – её нашли там, где должна была находиться черепная коробка. Ничего похожего не обнаружили в других частях скелета, не оказалось их и среди останков жертв извержения. Напрашивался вывод, что в стекло превратился мозг человека.

На месте извержения Везувия в Помпеях нашли чёрное стекло. И это оказался человеческий мозг
Стрелки обозначают границы черепа

Это объясняется процессом витрификации – сгорания при очень высокой температуре. Подобное происходит, когда при температуре 310–530 градусов по Цельсию горят деревья – получается каменный уголь. А при извержении вулкана температура могла достигать 470–520 градусов.

Чтобы подтвердить догадку, авторы исследования изучили молекулярный состав «стекла». В нём нашли белки, которые характерны для нервной ткани, и жирные кислоты, типичные для кожного сала. Ничего подобного в других костях не было, то есть учёные доказали, что чёрное стекло – это остатки мозга.

Вот так они выглядят:

Это не только удивительно смотрится, но и крайне редко встречается – археологи редко находят мягкие ткани на территории извержения Везувия. И с мозгом обычно происходит другой процесс – он становится чем-то вроде мыла: сложные жиры разваливаются на глицерин и жирные кислоты, которые образуют мыльные соли. Более того, пишет N+1, витрифицированные мягкие ткани обнаруживали во время Второй мировой войны, но вот в таких древних останках подобные остатки мозга ещё не находили.

Останки на месте Геркуланума уже не раз привлекали внимание учёных. Так, в 2018 году итальянские археологи также исследовали останки оттуда и выяснили, что во время извержения из-за высоких температур черепа людей буквально взрывались, а кровь вскипала. Об этом они догадались, так как нашли на костях минеральный осадок с высоким содержанием железа, писал научный журнал Plos.

Учёные не только копаются в старых останках, но и ведут нас в будущее. Американские исследователи создали ксенобота – первого в мире живого робота. Он очень маленький, но потенциально полезный, вот только пугает людей, которые сочли кроху предвестником зомби-апокалипсиса.

А кому-то не надо быть профессиональным учёным, чтобы совершить интересное открытие. Астроном-любитель год снимал Луну на камеру и выяснил, что спутник Земли умеет (и, возможно, даже любит) танцевать.

Сотрудник супермаркета увидел новую униформу и взбунтовался. Его ноги заслуживали большего – как минимум юбки Сотрудник супермаркета увидел новую униформу и взбунтовался. Его ноги заслуживали большего – как минимум юбки Космический разгон, но играть можно на диване. 10 признаков хорошего ноутбука для гейминга Космический разгон, но играть можно на диване. 10 признаков хорошего ноутбука для гейминга Мама лишилась прав на детей из-за своей внешности. Но стоит увидеть её имидж, вопросов становится больше Мама лишилась прав на детей из-за своей внешности. Но стоит увидеть её имидж, вопросов становится больше Невеста нашла универсальное противоядие против свекрови. Одна фраза — и женщина в её дом больше ни ногой Невеста нашла универсальное противоядие против свекрови. Одна фраза — и женщина в её дом больше ни ногой Как получить права в Москве. Учимся онлайн, сдаем с первого раза (но это не точно) Если девушка ест эскимо на публике – микроизмена, узнали люди. И это пункт из гайда, которому не стоит верить Если девушка ест эскимо на публике – микроизмена, узнали люди. И это пункт из гайда, которому не стоит верить Не носки и не кастрюли. Гид по подаркам к гендерным праздникам Не носки и не кастрюли. Гид по подаркам к гендерным праздникам Хозяин устроил тусу на день рождения питомца. Именинником стал конь, а выражение его морды – мем про всех нас Хозяин устроил тусу на день рождения питомца. Именинником стал конь, а выражение его морды – мем про всех нас «Кажется, тебе попросту пришел конец». Истории борьбы с паническими атаками и ВСД Блогер набил тату с QR-кодом, но рано радовался. Ссылка привела не на его страничку, а к грандиозному фейлу Рэпер 6ix9ine грубо пошутил над Lil Nas X и получил ответку. Зря он забыл о своей старой переписке с коллегой Рэпер 6ix9ine грубо пошутил над Lil Nas X и получил ответку. Зря он забыл о своей старой переписке с коллегой Бродячий кот выживал на улице, а попав к хозяину, преобразился. Фото после доказали: домашний уют творит чудо Бродячий кот выживал на улице, а попав к хозяину, преобразился. Фото после доказали: домашний уют творит чудо Боец UFC постоял на одной ноге 10 секунд и назвал это тестом на баланс. Просто? А вы попробуйте повторить Боец UFC постоял на одной ноге 10 секунд и назвал это тестом на баланс. Просто? А вы попробуйте повторить Пара позволила животным возглавить ферму, и итог был неожиданным.  «Скотный двор» Оруэлла  — это ещё цветочки Пара позволила животным возглавить ферму, и итог был неожиданным. «Скотный двор» Оруэлла — это ещё цветочки Клерки автосалона радовались, что дали машину звезде футбола. Он тоже, ведь был не тем, за кого себя выдавал Клерки автосалона радовались, что дали машину звезде футбола. Он тоже, ведь был не тем, за кого себя выдавал Пациентка разваливалась на части и превратилась в Почти Безголового Ника. Спасти её помогли пять саморезов Пациентка разваливалась на части и превратилась в Почти Безголового Ника. Спасти её помогли пять саморезов Геймер проиграл матч в FIFA и словил приступ ярости. Очнулся парень в суде: зря он нашёл виновника поражения Геймер проиграл матч в FIFA и словил приступ ярости. Очнулся парень в суде: зря он нашёл виновника поражения Студент рентген-снимком доказал, что Люди Икс реальны. Кажется, природа ошиблась, дав нам всего пять пальцев Микробиолог открыла чемпиона по выживанию. Кроху сунули в блендер с химикатами, а он там освоился и стал расти Микробиолог открыла чемпиона по выживанию. Кроху сунули в блендер с химикатами, а он там освоился и стал расти Реставраторы восстановили статую Девы Марии и разозлили владельца. Итог получился таким, что молитвы не спасут Реставраторы восстановили статую Девы Марии и разозлили владельца. Итог получился таким, что молитвы не спасут Прохожие забрели в мастерскую и попали в Resident Evil. Спорим, вы бы не стали иметь дело с боссом из их видео Прохожие забрели в мастерскую и попали в Resident Evil. Спорим, вы бы не стали иметь дело с боссом из их видео Хозяйка показала необычный способ резать лук и сломала кулинаров. Они перестали смеяться, когда увидели итог Хозяйка показала необычный способ резать лук и сломала кулинаров. Они перестали смеяться, когда увидели итог Пациент пришёл на приём к доктору и не смог сдержать слёз. Хватило одного внимательного взгляда на лицо врача Девушка сняла на видео прыжок с парашютом, потому что думала, что похожа на модель. Но результат разочаровал Девушка сняла на видео прыжок с парашютом, потому что думала, что похожа на модель. Но результат разочаровал Работник раскопал бассейн – и к такому его жизнь не готовила. Теперь он знает, что хоббиты обитают не в Шире Работник раскопал бассейн – и к такому его жизнь не готовила. Теперь он знает, что хоббиты обитают не в Шире Сталкер живёт в ядерной зоне после катастрофы, но не ради артефактов. Его влечёт то, перед чем люди бессильны Сталкер живёт в ядерной зоне после катастрофы, но не ради артефактов. Его влечёт то, перед чем люди бессильны Жена извинилась перед мужем за разбитое авто, и люди злы. Увидев её раскаяние, они поняли: паре нужен развод Гений мстил паре, купившей дом его мечты, и переборщил. Вышло так ярко, что жилья теперь не увидит никто Восьмилетний сын зарабатывает больше обоих родителей. Он занимается тем, за что детей обычно ставят в угол Восьмилетний сын зарабатывает больше обоих родителей. Он занимается тем, за что детей обычно ставят в угол Девушка увлеклась сериалами про врачей и не прогадала. Кто же знал, что её хобби спасёт незнакомца Девушка увлеклась сериалами про врачей и не прогадала. Кто же знал, что её хобби спасёт незнакомца Муж молил жену помочь выгнать аллигатора из гаража, а та не верила. Зря – вернули дом семье только спасатели Муж молил жену помочь выгнать аллигатора из гаража, а та не верила. Зря – вернули дом семье только спасатели Арабская Леди Гага или Жасмин? Блогерша сделала из принцесс Disney реальных девушек, а люди узнали в них селеб Арабская Леди Гага или Жасмин? Блогерша сделала из принцесс Disney реальных девушек, а люди узнали в них селеб Девушка не могла понять, почему из-за зеркала дует. Стоило его снять, и Тайная комната была снова открыта Девушка не могла понять, почему из-за зеркала дует. Стоило его снять, и Тайная комната была снова открыта Девушка снимает простые видео, но зрителям не по себе. Вместо незнакомки они видят Беллу Хадид на максималках Девушка снимает простые видео, но зрителям не по себе. Вместо незнакомки они видят Беллу Хадид на максималках Беглец из тюрьмы успешно скрылся от копов, но сам себя выдал. А не играл бы в Call of Duty – был бы неуловим Беглец из тюрьмы успешно скрылся от копов, но сам себя выдал. А не играл бы в Call of Duty – был бы неуловим Дочки предложили маме поиграть в парикмахера, и ох, зря она согласилась. Волосы попрощались с ней по-английски