Российские СМИ

Минюст заявил, что проблема домашнего насилия в России сильно преувеличена. Но, кажется, сам себя опроверг

Татьяна Вержановская Татьяна Вержановская

Минюст заявил, что масштаб проблемы домашнего насилия в России сильно преувеличен. А настоящие жертвы дискриминации — вовсе не женщины, а мужчины, ведь им-то и пожаловаться некому. В твиттере попытались понять логику чиновников (если она была), но вышло, что Минюст противоречит сам себе.

Свою позицию по вопросу о домашнем насилии Минюст высказал в ответ на запрос Европейского суда по правам человека. ЕСПЧ интересовался, признают ли российские власти серьёзность и масштаб этой проблемы. Ответ ведомства, подписанный замминистра Михаилом Гальпериным, 19 ноября приводит газета «Коммерсантъ».

Масштабы проблемы, а также серьёзность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин в России достаточно преувеличены.

Зато Министерство юстиции обнаружило другую проблему, о которой ЕСПЧ не спрашивал: дискриминацию мужчин.

Даже если предположить, что большинство лиц, подвергающихся насилию в семье в России, на самом деле являются женщинами (хотя никаких доказательств этого утверждения не существует), логично предположить, что жертвы мужского пола больше страдают от дискриминации в таких случаях. Они находятся в меньшинстве, и от них не ожидается просьб о защите от жестокого обращения со стороны членов семьи, особенно если они страдают от лица противоположного пола.

Несмотря на это, Минюст убеждён, что в России существует вся необходимая законодательная база для решения подобных проблем, и отдельный закон о домашнем насилии в стране не нужен. А женщины, подавшие жалобы в ЕСПЧ, пытаются «неверно истолковать общую ситуацию с домашним насилием в России» и «подорвать правовые механизмы, уже существующие в российском законодательстве, а также усилия правительства для улучшения ситуации».

Важно отметить, что ЕСПЧ направил свой запрос в связи с жалобами четырёх россиянок, которые из-за сходства объединили в одно дело: все они обвинили российские власти в неспособности защитить их от домашнего насилия и дискриминации. Самая известная из них — Маргарита Грачёва, чей случай прогремел на всю страну. В 2017 году ревнивый муж отвёз её в лес, где отрубил топором кисти обеих рук. Одну удалось спасти, вместо второй у 27-летней девушки бионический протез.

Предугадать реакцию пользователей соцсетей на публикацию этого документа нетрудно.

Некоторые указывают на то, что Минюст противоречит собственной логике: ведь если мужчины так часто становятся жертвами насилия, но не сообщают об этом, получается, что проблема домашнего насилия в России никак не преувеличена, а наоборот.

Дискриминация мужчин вообще, как выяснилось, волнует многих.

А ещё к обсуждению как нельзя кстати пришлись некоторые актуальные российские новости.

На последней фотографии изображён писатель Дмитрий Пучков (Гоблин) и печально известный историк Олег Соколов, убивший и расчленивший свою любовницу в Петербурге. Его история оказалась настолько чудовищной и в то же время драматичной, что многим показалась готовым сюжетом для книги или фильма. А министр культуры Владимир Мединский даже сравнил Соколова с главным героем фильма «Джокер». По его мнению, людям, которым понравился персонаж Артура Флека, историк-убийца тоже должен прийтись по душе.