Православные активисты заочно спорят с РПЦ о «Левиафане»

Medialeaks Medialeaks

Картина Андрея Звягинцева «Левиафан» после получения «Золотого Глобуса» оказалась под шквалом критики со стороны православных активистов. В то же время в РПЦ к фильму отнеслись спокойно, официальный представитель церкви Всеволод Чаплин в разговоре с Medialeaks даже назвал ленту «достаточно глубокой».

Ассоциация православных экспертов под руководством активиста Кирилла Фролова намерена не допустить выхода фильма на российские экраны, так как картина порочит РПЦ и критикует российское государство.

«Я бы перестал стесняться того, что нашу организацию обвиняют в попрании свобод. Мы не должны ни перед кем оправдываться. «Левиафан» — это зло, а злу не место в прокате. Мы попросим Министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны и приступить к созданию «православного Голливуда», — заявил он газете «Известия».

Что Фролов имеет в виду, когда говорит о «православном Голливуде», он не пояснил, однако его должны будут возглавить Никита Михалков, Иван Охлобыстин и архимандрит Тихон Шевкунов. Оперативно связаться с активистом Medialeaks не удалось.

Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев намерен предъявить претензии к Министерству культуры, профинансировавшему «Левиафан».

«У нас свободная страна, и запрещать этот фильм к прокату не нужно. Но следует узнать, на каком основании весомая часть бюджета антироссийского фильма финансировалась государством? Мы обратимся с этим вопросом к Мединскому. Фильм, на мой взгляд, снят в жанре перестроечного натурализма, то есть чернухи. Именно за это ему поспешили дать различные международные призы в силу напряженных отношений Запада с Россией», — заявил он «Известиям».

Активист Дмитрий Энтео, известный своими уличными акциями, назвал «Левиафан» картиной о безбожниках и прелюбодеях.

В разговоре Medialeaks он пояснил, что не собирается добиваться запрета на показ «Левиафана» в кинотеатрах, но картина показалась ему неприятной.

«Я не считаю, что его нужно запрещать в прокате, но мне обидно, что безусловно талантливый режиссер снял такую картину. Я раньше говорил, что это фильм о том, как безбожники и прелюбодеи восстали против закона, но симфония церкви и власти защитила порядок. Безусловно, в этом есть доля иронии, но неправильно, что человек столь топорно описал реалии и выставил людей в неприглядном свете.

Эти проблемы существуют, не стоит на них закрывать глаза. Но в данном случае мне гораздо больше понравился фильм «Дурак», вышедший одновременно с «Левиафаном». Сор из избы не выносят, — рассказал Энтео.

В то же время председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в комментарии Medialeaks рассказал, что пока не смотрел «Левиафан» и знает о нем только по отзывам. Он считает фильм рассчитанным на западную публику, но в то же время достаточно глубоким.

«Я пока фильм не смотрел, но по отзывам и фрагментам у меня сложилось следующее впечатление: автор хотел понравиться западной публике, показать Россию такой, какой ее хотел видеть западный обыватель и не случайно его с таким восторгом приняли на Западе, тогда как у нас отношение к нему достаточно сложное.

Есть на Западе люди, которые ассоциируют Россию с тьмой, водкой. Хотя я знаю, что это фильм достаточно глубокий. Я его посмотрю позже, но не знаю, когда будет свободное время», — сказал Чаплин.

Диакон и известный блогер Андрей Кураев и вовсе заявил «Известиям», что антиклерикальность фильма не делает его антиправославным.

«Когда духовенство вмешивается в дела государственного управления, это называется клерикализм. Клерикализм запрещен российской Конституцией, и антиклерикальное высказывание находится в рамках закона и даже в интересах церкви. Конечно, как любая притча, «Левиафан» искажает, смещает фокус, чтобы собрать пучок смысла в одной, довольно неожиданной точке. В этом есть определенный риск: именно так нас видят со стороны, и нужно приложить определенные усилия, чтобы эта маска не приросла к нам окончательно», — считает он.

«Левиафан» Андрея Звягинцева расколол зрителей на тех, кто считает фильм одним из лучших отражений российской действительности  и тех, кто называет картину заказом Госдепа, несмотря на то, что съемки прошли при поддержке министерства культуры, и породил бурные споры.

Читайте также:

Споры о «Левиафане»: триумф России или западная пропаганда