«Инвалидности лишаются даже обездвиженные». В России начали экономить на инвалидах из-за кризиса

Ольга Хохрякова Ольга Хохрякова

В России за последний год количество официально признанных инвалидов сократилось на полмиллиона человек. Такого резкого падения не было последние пять лет. Эксперты уверены, что это новый способ сэкономить бюджетные деньги.

Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Росстата, которые предоставил Минтруд России. По официальным данным, в начале 2014 года в России инвалидами считались 12 миллионов 946 тысяч человек, а к сентябрю 2015-го — почти на 500 тысяч меньше: уже 12 миллионов 450 тысяч человек.

Такого резкого падения раньше не случалось: за последние пять лет с 2011 года количество инвалидов сократилось всего на 760 тысяч (с 13 миллионов 209 тысяч человек). При этом число детей-инвалидов до прошлого года, напротив, росло: 2011 год — 541 тысяча, 2014-й — 580 тысяч, 2015-й — 604 тысячи.

Сокращение официальной численности инвалидов эксперты, опрошенные газетой, связывают с попыткой сэкономить средства бюджета в кризис.

«Количество дел о снятии с инвалидности за последний год резко увеличилось по всей стране. Но самое значимое явление последнего времени — совершенно изменилось отношение к детям-инвалидам», — говорит руководитель единственного в стране новосибирского Центра независимой медико-социальной экспертизы Светлана Данилова.

По её словам, «на суды идёт жёсткая установка, как решать такие споры, когда на кону бюджетные деньги».

«Мне недавно одна судья прямо сказала, что если каждый инвалид будет получать стопроцентную компенсацию, у государства ничего не останется», — рассказывает она.

При этом «доказать, что решение по снятию или понижению группы инвалидности принято неверно, сегодня практически невозможно», добавила Данилова. 

Более того, сама независимая медико-социальная экспертиза, результаты которой можно использовать в суде, — услуга платная и дорогая. В Москве, например, она стоит до 200 тысяч рублей, пишет газета.

«Думаю, негласное распоряжение, затрудняющее признание инвалидности, действительно существует. Это явно ситуационное решение: нашли место, где можно сэкономить, не меняя законодательство. Происходит экономия средств на социалку по всем направлениям. И было бы странно, если бы инвалиды остались вне этого процесса», — говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов.

Эксперты также обращают внимание, что инвалидность в нашей стране традиционно выполняет функцию «одного окна» получения всех видов социальной поддержки: пособие на жизнь, бесплатные лекарства, доступ к высшему образованию, бесплатному реабилитационному и курортному лечению, скидки по оплате коммунальных платежей и многие другие виды льгот. Потеряв статус инвалида, большинство граждан лишаются не только ежемесячных выплат по инвалидности, но и возможности получать лекарства, проходить лечение, получать такие дорогостоящие технические средства, как инвалидная коляска или ортопедическая обувь, поддерживать привычный социальный статус.

Газета напоминает, что в 2011 году правительство одобрило Концепцию совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которая легла в основу госпрограммы «Доступная среда на 2011—2015 годы» и во многом предопределила появление приказа Министерства труда и социальной защиты N664н. Этот приказ, вступивший в силу в начале 2015 года, впервые устанавливал систему оценки степени инвалидности на основе так называемого медицинского подхода, то есть по степени утраты той или иной функции организма, например, двигательной способности или зрения. Так, для получения третьей группы инвалидности одна из функций должна быть утрачена минимум на 40%. Диагноз при этом не играет решающей роли, как и степень потери трудоспособности, хотя именно эти два фактора были определяющими в медико-социальной модели, применявшейся с 1995 по 2015 годы.

По словам сопредседателя регионального штаба ОНФ в Московской области, эксперта ОНФ по делам инвалидов Александра Лысенко, позаимствованная немецкая система определения инвалидности оказалась «игольным ушком»: после планового освидетельствования инвалидности стали лишаться даже практически обездвиженные больные. Кроме того, полностью за пределами системы остались больные с синдромом Дауна, сахарным диабетом, астмой, многими наследственными генетическими заболеваниями и гормональными нарушениями.

Вскоре Минтруд отменил приказ N664н и в экстренном порядке принял «исправленный» приказ N1024 (в него включили сахарный диабет первого типа у детей, бронхиальную астму, другие редкие заболевания). Но принципы определения инвалидности остались без изменений.