Москвичи без соцкарт

Ольга Хохрякова Ольга Хохрякова

В Москве не выдают социальные карты уже больше двух месяцев. Точнее, не повезло всем, кто подал анкету-заявку после 13 декабря. На середину января, по разным данным, без карт остались от 23 до 150 тысяч льготников. Эта история коснулась и меня. И мне захотелось понять, что может в этой ситуации сделать обычный гражданин?

Я, как студентка московского вуза, подала заявку на изготовление социальной карты 26 декабря. Официальный срок ее изготовления – 10 рабочих дней. В конце января в окошке метро мне сказали, что карты нет, и предложили звонить для дополнительной информации по телефонам «горячей линии» ГУП «Московский социальный регистр» — это прошлогодний победитель тендера на производство карт.

На «горячей линии» посоветовали перезвонить после 15 февраля, мол, тогда станет что-то известно. Следующий мой звонок был в Пассажирское агентство метрополитена с логичным вопросом: как получить временный проездной, пока на производстве карт задержки. Меня сильно удивили, сказав, что в моем случае временный проезд не положен.

К слову, был в моей жизни случай, когда на студенческой карте мне написали неправильный вуз. Поскольку это произошло не по моей вине (анкету перепроверили – там все было верно), на две недели, то есть на время перевыпуска карты, мне выдавали бесплатный проезд.

Я поехала в ГУП «Московский социальный регистр» на личную беседу. Секретарь, улыбаясь, выслушала меня и сказала, что ничем помочь не может. Так я написала в госпредприятие свою первую в жизни жалобу.

Вся история повторилась, когда я позвонила по «горячей линии» ближе к 15 февраля.

— Карты еще не подвозили, после 20 февраля звоните.

— ?! Я звонила две недели назад, мне сказали, что 15 числа станет известно.

— Сроки передвигаются, карты пока еще нет.

— И я должна все это время ездить за полную стоимость?

— Только наземный городской транспорт предоставляет льготный проезд, метро не предоставляет.

— Почему?

— У них нужно поинтересоваться.

О’кей. Я еще раз позвонила «поинтересоваться» в Пассажирское агентство метрополитена.

— У вас карта предыдущая была оплачена?

— У меня была обычная соцкарта москвича, ее не надо оплачивать. Срок действия истек в декабре, и я подала анкету на студенческую соцкарту.

— Льготные билеты не предусмотрены в этом случае.

— А в каких предусмотрены?

— Если у вас была карта студента или школьника, и она была оплачена на этот месяц, и вы ее потеряли, либо сломали… Вы сдавали анкету с истечением срока действия предыдущей карты. В этом случае временные билеты не даются. ГУП «Московский социальный регистр» – это не метрополитен, и из-за их проблем метрополитен временные билеты не выдает. Это не входит в его обязанности.

Прошло уже два месяца, ни в чьи обязанности обеспечивать проездом льготные категории граждан не входит.

Что произошло у производителя? «Ведомостям» в Департаменте информационных технологий объясняли, что задержка происходит из-за усовершенствования карт, которые станут суперсовременными и даже с технологией бесконтактных платежей PayPass. Мне по разным «горячим линиям» говорили то о проблемах на производстве, то о конкурентных процедурах из-за нового изготовителя. По сути это не имеет никакого значения. Во время моего последнего визита в Пассажирское агентство метрополитена мне рассказали, что пенсионерам начали выдавать карты, а пока карт не было, предоставили проезд. Ну, хоть тут слава богу.

Вся эта история с отказом хотя бы кого-нибудь брать ответственность за происходящее мне показалось совершенной наглостью. Почему обычный гражданин, да еще и льготной категории, будучи абсолютно ни в чем не виновным, должен бегать по инстанциям и выяснять, что ему делать? Почему ответственная компания, у которой проблемы с выпуском карт, неважно по каким причинам, не предоставляет гражданам временный проезд?

Не получив ровным счетом никакого ответа на свою первую жалобу в ГУП, примерно через месяц я поехала писать еще одну, уже в других тонах. Секретарь жалобу приняла и, увидев, что одну я уже писала, ушла проверять, был ли дан мне ответ. Оказывается, был. Правда, даже если бы он был отправлен раньше, до меня он бы не дошел – в адресе была ошибка.

Впрочем, и это тоже оказалось не так важно – абсолютно никакого смысла в содержимом письма я не нашла. ГУП рассмотрел жалобу, выводит карты на новый уровень, принимаются меры по сокращению задержек… И что самое интересное, мне рекомендовали «для реализации права льготного проезде в наземном городском транспорте… обратиться в ГУП «Мосгортранс». НАЗЕМНОМ. Про проезд на метро, главную проблему, ни слова – высший пилотаж.

В общем, уже давно не так обидно за потраченные несколько тысяч за проезд на метро, который стоил бы мне 350 рублей в месяц, сколько за то, что все вокруг делают вид, что так и должно быть. И создается полное ощущение того, что сделать ничего, кроме как сидеть и принимать все как есть, нельзя. Осталась последняя инстанция, реакцию которой на ситуацию очень интересно посмотреть. Документы в суде с 3 марта. Продолжение следует.