Курица как деликатес. Насколько еще могут взлететь цены на курятину

Medialeaks Medialeaks

ФАС сообщила о резком росте цен на курятину в российских регионах, кое-где стоимость взлетела на 30 процентов. Почему так дорого и как долго будет расти в цене куриное мясо, ставшее для многих единственным источником белка, Medialeaks рассказал эксперт рынка мясной продукции исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон-Менеджмент» Константин Корнеев

Невозможность взрывного роста цен

Общий рост цен на мясную продукцию продолжается весь последний год. Он стартовал не с момента введения Россией пакета санкций против импорта европейской и американской продукции, а с момента запрета на ввоз свинины из Европы. Когда поставки были заблокированы, то спрос на куриное мясо увеличился, что, естественно, повлекло за собой удорожание.

Если приводить цифры, давайте посмотрим на динамику цен на мясо курицы в московском регионе. За последний месяц средняя оптовая цена в московском регионе выросла со 108 до 114–116 рублей за килограмм мяса. Таким образом, скорость роста цен не изменяется.

Невозможность взрывного роста цен на мясо объясняется инертностью в принятии решений. Если вы ритейлер и хотите поднять цену на мясную продукцию в вашей сети, то принятие решения может занять от 10 до 30 дней. Мясокомбинаты тоже не могут поднять цены сразу — на это им требуется в среднем две недели.

Если комментировать сообщения о взрывном росте цен на курицу в регионах России, где нет самообеспечения по мясу птицы, — то это связано, в первую очередь, с пробелами в логистике. Так называемые «дальние отгрузки» мяса осуществляются чаще всего посредством железнодорожного транспорта. Для понимания, при отправке мяса по ж\д путям формируются так называемые «сцепки» или мехсекции — большое количество ж\д вагонов, сцепленных вместе. Так вот, сейчас, в условиях дефицита, при ажиотажном спросе, стало практически невозможно сформировать объем, достаточный для мехсекции по старым ценам.

Чтобы сформировать промышленную партию в 60-80 тонн мяса птица, закупщики вынуждены повышать цены на замороженную продукцию. Каждую неделю закупочная цена поднимается на 1-2 рубля. Формировка секции занимает примерно месяц. Таким образом, производитель понимает, что отгрузив товар по текущей цене он потеряет деньги, а производитель всегда старается избежать упущенную прибыль. Поэтому продукцию продают с компенсацией прибыли не по 108 рублей за килограмм, а по 116-120. В условиях дефицита закупщикам, а , в конечном итоге, и потребителям, приходится переплачивать.

Куры дорожают из-за свинины

Количество людей, покупающих курицу в магазинах, является постоянным, а нашего производства мяса птицы достаточно для самообеспечения.

Основная причина роста цен на мясо птицы в том, что свинина вымылась  из сегмента промпереработки. Свиное мясо — это , прежде всего, недорогое мясо, которое используется для производства сосисок и колбас. Если вы посмотрите на состав любой колбасы, то увидите, что основная её часть — это свинина.

Когда её стало не хватать, то в поисках сырья для промпереработки производители стали смотреть в сторону второго по популярности мяса, которым и является курица. Доступная и недорогая, курица заняла эту нишу.

Говядина имеет стабильный объем потребления, поэтому цена на неё меняется реже. Для сравнения: цену на птицу пересматривают раз в неделю, а на говядину — раз в месяц. Так как говядина, в отличии от курицы, не идёт в промпереработку, ситуация с ней достаточно стабильна, понятна и прогнозируема.

Мясо Гриффина

Цены на мясную продукцию продолжат расти, так как темп уже набран и приобрёл технологическое значение. Рациональных факторов, объясняющих этот рост, нет, есть лишь психологические. Все участники рынка смирились с подобной ситуацией.

Конечно, темпы будут не такие динамичные. По моему прогнозу, в ближайшие месяц-два курица подорожает на пять рублей, но к Новому году ожидается традиционный скачкообразный рост спроса. Если до этого времени ситуация никак не разрешится – то есть если не будет понятно,чем перекрывать недостающий объём свинины на промпереработку и курица не вернется на полки, тогда цена на курицу сможет пробить потолок в 130 рублей. Это будет абсолютный рекорд — таких цен не было никогда.

Это не может не вызвать отток потребителей, для которых курица является единственным доступным источником белка. При таком сценарии можно будет говорить об ухудшении пищевой ситуации для самых незащищенных категорий населения.

Однако возможен и сценарий, при котором мясо курицы станет «товаром Гриффина». Этот феномен был впервые зарегистрирован в Ирландии в конце 19-го века. Тогда картошка составляла основу рациона для большинства населения с низким достатком. Несмотря на постоянный рост цен на картофель, спрос на него не падал, а , наоборот, рос, поскольку это был единственный продовольственный товар, который они потребляли. Этот уникальный случай в мировой экономике может повториться и в нашей ситуации.

Ненадежные бразильцы и беспомощная ФАС

Единственный вариант, который позволит нам улучшить ситуацию в случае сохранения запретов на импорт свинины из Евросоюза и США, — выстраивание грамотной программы отношений с Латинской Америкой по сырью для промпереработки, ведь сейчас цена на свинину остаётся главным фактором нестабильности.

Сразу после введения санкций бразильцы подняли отпускные цены на свинину для России на 8-10%. Есть альтернативы в лице мелких чилийских или мексиканских фермеров, но фермерские хозяйства не могут конкурировать с сельскохозяйственными гигантами Бразилии, чей оборот может составлять несколько миллиардов долларов в год, по целому ряду характеристик.

Несмотря на заявления ФАС, реальных инструментов для регулирования ситуации нет – мониторинг цен в основном производится по крупному и сетевому ритейлу. Если говорить о ритейле федерального уровня, то сети не так много накручивают, как говорят по ТВ. В случае госрегулирования производителям проще будет перестать поставлять свою продукцию сетевикам и начать поставлять продукцию в линейную розницу. На практике это будет означать, что курица уйдёт с прилавков Ашана и Метро на прилавки мелких магазинов.  В любом случае для производителя в первую очередь встаёт вопрос цены и ситуации с упущенной прибылью  производитель допускать не хочет.